0

Что может быть, когда деньги «бегут» впереди пациента

По проселочной. Василий Шульженко

По проселочной. Василий Шульженко

Триггером к написанию данной заметки послужил совместный брифинг Министра здравоохранения Украины и представителей Международного банка реконструкции и развития.

Сейчас толпы экспертов начнут умничать и анализировать, на что пойдут эти деньги. Потом будут диспуты, почему не получилось и т.д. Мой взгляд на происходящее простой. Поэтому при написании статьи буду руководствоваться больше бытовой логикой.

Позиция нормального человека – не живи в долг. Соглашусь, что такой логикой руководствуются далеко не все мои сограждане, и как показывает кризис национальной банковской системы, как раз наоборот. Из-за этого мне становится как то не по себе, когда представляю эти суммы денег, выделяемые на проекты, которые пока общественности представлены не были.

Давайте немного пофантазируем. Например, мы все живем в какой-то засаленной коммуналке, мы все уже к ней привыкли и нас ничего не пугает, все понимают, что живем плохо, периодически делаем косметический ремонт, но через неделю штукатурка трескается и отваливается, ну а что поделаешь – короче выживаем. И тут после очередного замыкания и «пожара», к нам приходит новый управдом и говорит, вот у нас появился новый жилец, он имеет опыт реформирования в соседнем доме (немного спорный как по мне), несколько лет пожил в Конче-Заспе (мажорный район под Киевом) и поможет нам решить все наши проблемы. Мы все затаились, смотрим и ждем. Новый жилец активно ходит по нашим комнатам,  все что-то переписывает, кому-то звонит, периодически всех собирает и рассказывает, что менять придется очень многое, но что конкретно как-то не понятно. В итоге нам это все уже начинает надоедать, и тут приезжает пузатый мужик, с хитрым прищуром, говорит, что он оказывается куратор по трем нашим домам, заносит чемодан с деньгами и обещает, что теперь нам всем будет очень хорошо. Что дальше? Я, например, хочу моющиеся обои и подвесной потолок, а тетя Алена – хочет приватизировать кухню и туалет, и сделать отдельный вход в свою комнату. И каждый из нас по-своему прав. Денег может и хватит на все наши прихоти, но как же я буду жить без туалета. И второй вопрос нам не сказали, отдавать деньги надо будет или нет.

На мой взгляд, Министр, наконец, сделал то, ради чего его и приглашали в правительство – привлек деньги, и не просто деньги, а большие деньги. Проблема только в том, на что они пойдут. И вот тут образуется пугающая пустота. Мои попытки найти документы по проекту не увенчались успехом.

Дальше только краткие сведения с моими комментариями.

Проект «Улучшение здоровья на службе у людей» состоит из трех компонентов:

1-й компонент «Совершенствование предоставления услуг на уровне областей» (региональный компонент) будет поддерживать реформирования здравоохранения на областном уровне в 9 избранных на конкурсной основе регионах (Винницкая, Волынская, Днепропетровская, Закарпатская, Запорожская, Львовская, Одесская, Полтавская, Ровенская области). Что-то я не припомню такого конкурса, ну да ладно, может хоть им будет хорошо. А как же Киев, ведь Кличко вместе с Квиташвили рассказывали, что именно с Киева и начнется «пакращення».

В рамках всеобщей приоритетной цели совершенствования профилактики и лечения неинфекционных болезней и связанного с этим укрепления механизмов предоставления услуг в областях будут реализованы различные приоритетные направления, а именно:

1) Улучшение первичной медико-санитарной помощи в целом (Очень спорный вопрос, с учетом того, что даже среди специалистов ведется дискуссия, о том, что такое «первичка»);

2) снижение уровня сердечно-сосудистых заболеваний и смертности (Разве ранее этого не делалось?);

3) раннее выявление и лечение рака (Это тоже мы постоянно внедряем и реформируем);

4) рационализация системы больниц и управления в ней (Вообще не понятно, что сие означает. Скорее всего – реализация желаний тети Алены).

2-й компонент «Государственное управление (слово подобрали классное – «урядування») отраслью здравоохранения и улучшение управления» (центральный компонент), который будет реализовываться на уровне Минздрава Украины, и предусматривает:

1) разработку и внедрение новых методов финансирования учреждений здравоохранения (с применением государственного страхования граждан) (Не понятно);

2) развитие системы общественного здоровья (Общая фраза, в которую можно вложить все что пожелаешь);

3) информационно-коммуникационное сопровождение реформирования системы здравоохранения (Ну с этим более-менее ясно, но пока хромает на обе ноги);

4) поддержку информатизации здравоохранения (Статья на эту тему);

5) укрепление организационного потенциала Министерства здравоохранения Украины и органов управления областей, охваченных проектом (Не согласен – под эту дудку колоссальные деньги будут вбухиваться в МЗ).

3-й компонент «Управление проектом, мониторинг и оценка» направлен на поддержку группы координации проекта на общегосударственном уровне, которая будет отвечать за реализацию проекта и предоставление технической помощи областям, а также проведение мероприятий по мониторингу и оценке проекта (Пока слабо представляю, зачем тогда нам МЗ?).

В общем, стратегия представляет собой набор общих фраз и давно используемых шаблонов, которые нам втюхивали на протяжении многих лет. Конечно, не обошлось и без новизны, но все пока очень сухо и неопределенно. Если перевести на язык абстракций: у нас будет евроремонт – но у кого-то будет и кухня и туалет, и даже ванная с телефоном, а кому- то придется бегать на улицу (скорее всего в биотуалет, новые технологии все-таки).

Что касается оплаты за ремонтик. Наши деятели по этому поводу молчат. Но судя из того, что я начитался – дядя деньги дает не просто так.

Всемирный банк – это огромная транснациональная финансовая корпорация, в которой в качестве акционеров, выступают отдельные страны (всего 184), США держатели основного пакета акций (около 16%), Япония – 7%, Германия, Франция, Великобритания – по 4%, остальные – от 2% и ниже. Создавался он с целью восстановления разрушенной послевоенной экономики. Но с момента своего основания, более 20 лет кредиты не давал. За это время большинство Европейских стран уже вышли из послевоенного кризиса. Деньги стали давать странам третьего мира, якобы на улучшение экономики этих стран. Но оказалось, что не все так просто. С 1980 по 2003 год кредиты и гранты были выделены 105 государствам третьего мира. В 39-ти странах валовой внутренний продукт (ВВП) уменьшился, в 17-ти – рост ВВП был минимальным (от нуля до 1%), в 33-х – умеренным (1-4%). Всего 12 стран могли похвастаться ростом экономического развития. В Африке денежные кредиты были выделены 48 государствам, из них три смогли сделать экономический рывок, тогда как в 23-х был отмечен экономический спад. Можно ли связать такие тенденции с всемирным заговором и работой Всемирного банка? Не знаю.

Деньги возвращать придется. У меня естественно проявляется когнитивный диссонанс. Ремонт я хочу, и условия вроде бы нормальные (около 20 лет, под небольшие проценты), но почему я должен отдавать такую же сумму, что и тетя Алена (если она вообще захочет отдавать, она та еще аферистка, продаст свою обустроенную квартирку и ищи ее потом).

Деньги это не зло, это инструмент. На мой взгляд, имеют большое значение патриотичность и преданность своей стране местных правительственных органов. Там, где правительство смогло с умом воспользоваться кредитами, произошли изменения к лучшему, и деньги были потрачены не зря. В остальных странах бестолковость и коррупция уничтожили благое дело. Действует принцип – «Чого дурні, бо бідні. Чого бідні, бо дурні».

МЗ это не оборонка, а учреждение, первоочередной задачей которого является укрепление здоровья и улучшение качества жизни нас с вами.

Поэтому загадывать, конечно, рано, но хотелось бы большей прозрачности и привлечение международных экспертов в процессе принятия верхами решений, а то больницы в итоге окажутся в частной собственности, а деньги за кредиты придется возвращать простым гражданам.

Володимир Савченко

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.