0

ЕЩЕ РАЗ О ЛЕВЫХ И ПРАВЫХ, СЛАБЫХ И СИЛЬНЫХ, ДЕМОКРАТАХ И ЛИБЕРАЛАХ

Quixote

Дон Кіхот і Санчо Панса. Пабло Пікассо

Якщо в країні не діють, ті кому належить це робити, то діяти мають почати ті, кому в принципі можна цього і не робити, але вони спроможні до дій. В Україні є цілий інститут стратегічних досліджень МОЗ, є центр Разумкова, є ще багато цікавих інститутів, які б, по ідеї, мали сказати своє слово в питаннях медичної реформи. Але нам поки не відомо про їх позицію. Тому нам не залишається нічого як починати діяти самим.

Razdelitel_trigger

В разные времена одни и те же идеи оказывают различное влияние на человека. Когда то, лет шесть назад Анатолий Якименко открыл мне основные идеи либералов и консерваторов. Тогда это было просто интересно, но одна из его последних публикаций вызвала сильные эмоции, которые умножились  рефлексиями жизни в Луганске, как в период дерибана страны в последние пять-десять лет, так и в период нынешней войны. Особенно ярко социальные настроения проявляются в поведении и действиях молодых врачей, с которыми я работаю как преподаватель. С одной стороны, эти люди еще не научились осознавать риски своего поведения и их действия отражают их волю,  а с другой – эта когорта населения Донбасса достаточно четко представляют типовой фрейм мировосприятия (по У.Липману) и жизненных приоритетов.  Модели поведения этой когорты еще более типичны в связи с большим количеством  выехавших с территории боевых действий – в основном выехали более образованные молодые люди, родители которых находились на верхушке социальной лестницы и часто придерживались правой идеологии.   

В данной работе речь идет об описании основных характеристик двух государственных стратегий: либеральной и демократической; двух наиболее распространенных политических идей: левой и правой; и двух типов личностей, которые являются носителями этих идей: сильных и слабых (последнее в трактовке А.Якименко). Формулировки Анатолия Якименко очень удачно легли, не только на мои нынешние рефлексии, но и на мои мозаичные знания политологии, философии и социологии, в которых всегда на первом уровне выделялись противоположенные классификационные характеристики, такие как сверхчеловек Ф.Ницше, этологический альфа-самец,   творец и ремесленник, пассионарий по Л.Гумилеву и др.

Кажется всем ясно, что люди не равны и с этим долго мирились, пока не пришла вторая (промышленная) волна по Э.Тофлеру развития человечества.  В этих условиях начали развиваться левые идеи, распространение  которых, в некоторых странах, привело к катастрофическому отставанию в экономическом развитии. И вот уже почти сто лет селекции в странах СССР привели к доминированию совершенно определенного типа левого человека. В свою очередь это формирует шаблоны общественного мировоззрения, которые в нынешних условиях не позволяют делать необходимые реформы.  Ситуация осложняется приходом дикого капитализма в Украину с очень быстрым формированием олигархических кланов.

С моей точки зрения, очень важно обозначить те ассоциации и корреляции, с которыми связаны левые и правые идеи – возможно, это позволит нам более ясно увидеть суть наших проблем. Поэтому я пообещал Анатолию создать некую модель на основании его текста, которая бы позволила  более четко обозначить классификационные различия и связанные корреляции. Получилась лишь простая таблица, так как создание подобной модели требует слишком большого уровня допущений. Например, пассионарность характерна и для правых и для лидеров левых, а особенности религиозного и культурного прошлого популяции вносит существенную неоднородность в классификационные модели. Или, при характеристике уровней потребления нельзя утверждать, что все правые осознанно ограничивают свой уровень потребления – скорее всего это характерно для развивающегося правого, пока он не достиг высокого социального уровня.  Хочу обратить особое внимание на различное понимание левыми и правыми одних и тех же понятий, например справедливости. Также важно, какую модель мировоззрения выбирает правый и левый. 

Несмотря на наш крен в правую сторону, должен признать необходимость левых идей в социуме, как для социальной защиты определенных классов в государстве, так и в качестве балансирующей идеологии. Вопрос лишь в доминировании той или иной идеологии.

Итак, на основании текста Анатолия Якименко и наших некоторых дополнений предлагаем следующую классификационную таблицу различий правых и левых идей, которые автор неслучайно ассоциировал с сильными и слабыми личностями. 

 

Сильные

(правые)

Слабые

(левые)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

Мало, около 5%

Много, около 95%

ПОНИМАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Источником является свобода, как острая внутренняя потребность правого индивидуума, основана на внутренней энергии

Источником является социальное равенство, которое основано на широком распространении среди левых лени и зависти

 

ЧТО СПРАВЕДЛИВО

Доминирование в обществе ответственных, талантливых и трудолюбивых

 

Справедливо, когда сильные делятся со слабыми

ЧТО НЕСПРАВЕДЛИВО

Все что ограничивает свободу это несправедливо

 

Все что существенно возвышает индивидуума в социуме за счет его талантов, знаний, усилий

СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО/НЕРАВЕНСТВО

Социальное неравенство это справедливо, если основано на результате открытой конкуренции и вкладе индивидуума в общий социальный продукт

Социальное равенство – это приоритет левого общества. Более полезные для общества индивидуумы не получают адекватного материального благополучия и социального статуса.

ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ

Не любят, когда игнорируют их волю. Склонны проявлять свою волю несмотря на явные риски.

Легко соглашаются подавить волевые импульсы, при возникновении малейших рисков

ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

Самостоятельно придают смысл своей жизни, рассчитывают исключительно на собственные силы

Ищут приемлемые для данной социальной среды шаблоны воспитания и поведения, рассчитывают на коллективную и государственную помощь.

СТЕПЕНЬ ИНИЦИАТИВНОСТИ

Являются инициативными

Малоинициативны

ОТНОШЕНИЕ К РИСКУ

Склонны к рискованным действиям ради достижения цели

Избегают рисков, стремятся к стабильности

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ

Готовы к индивидуальной ответственности за свои действия

Тяготеют к размытию ответственности, стараются переключить личную ответственность на коллективную

ОТНОШЕНИЕ К КОНКУРЕНЦИИ

Сознательно находятся в условиях конкуренции

Склонны требовать, чтобы собратья ежедневно доказывали, что человек не случайно занимает ту или иную ступень в социальной иерархии.

Избегают конкурентных условий, стремятся размыть условия конкуренции, так как они являются основными источниками нестабильности и перемен. Склонны нивелировать конкурентные конфликты в социум всеми приемлемыми путями.

ОТНОШЕНИЕ К ПОРАЖЕНИЯМ

Готов принять поражение, склонны иронизировать над своими ошибками и делать выводы из них.

 

Тяжело переживают поражения, воспринимают поражения как тяжелую душевную травму, склонны не допускать обсуждения своих ошибок, редко делают выводы из собственных ошибок

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Призывают терпеть силу

Призывают терпеть слабости

ОТНОШЕНИЕ К ЗАЙМАМ И КРЕДИТАМ

Не берут субсидий для личного потребления, не живут в долг. Никогда не берет то, что ему не принадлежит, даже если предлагают ДАРОМ

Любят брать кредиты, часто живут в долг. Очень любят получать, что либо ДАРОМ.

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Склонны сознательно ограничивать потребление, но не жалеют средств на приоритетные цели. Потребляют меньше чем зарабатывают.

Склонны к постоянно растущему потреблению, тяжело переносят ограничения личного потребления, не способны выделить приоритеты в потреблении

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Представители чаще являются источниками любви и образцами гуманистических ценностей. Жертвуют и не ожидают вознаграждения.
Чаще способны к эмпатии

В общественной и политической жизни пропагандируют любовь и различные гуманистические ценности, но в реальной жизни часто нарушают элементарные гуманистические приоритеты.
В отношениях эмпатию замещают проявлениями симпатии

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Строят страну равных возможностей – возможность реализовать свои природные преимущества. Гражданскую позицию проявляют в форме своих повседневных поступков. Избегают патернализма, стараются учитывать предпочтения индивидуума при формировании взаимоотношений.

Строят страну равных условий –страну в которой гражданам пытаються создать одинаковые условия для «развития».

Любят учить жить, особенно более умных и более честных, чем они сами.

Стремятся расширить масштабы вмешательства в жизнь человека, предпочитают патерналистскую модель взаимоотношений.

 

 

ЦЕЛЬ РЕФОРМ

Создание социальных институтов, которые обеспечат действующие обратные связи в социальных системах в условиях полной прозрачности.
Вывод на верхушку социальных пирамид сильных граждан

Каждый последующий сильнее предшественника.

Самовоспроизведение системы

Перераспределение наличных ресурсов государства, игнорирование социальных институтов, как помехи для ручного управления. Скрытость действий власти.  Вывод на верхушку социальных пирамид наиболее последовательных деятелей левой идеологии

Каждый последующий слабее предшественника.

Деградация системы

*** Автор не философ, не социолог и не политолог. Поэтому прошу воспринимать данные обобщения лишь как субъективную точку зрения.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТА МОДЕЛЬ НЕОБХОДИМА?

Если признать непротиворечивость представленной классификационной модели, то широкая декларация подобной модели может оказать существенное влияние, как на переоценку жизненных ценностей и приоритетов уже состоявшихся граждан, так и в воспитании подрастающего поколения.

Доминирующие идеи определяют вектор нашего развития.

Константин Воробьев

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.