0

Гора, которая родила мышь

golНа днях Министерство здравоохранения выставило на свет «Концепцию реформы финансирования здравоохранения», подготовленную в 2016 году рабочей группой при министерстве, и страна наконец-то увидела, что король-то опять голый.

Практически все позиции, изложенные в этой концепции, это старые и непроходные идеи, которые на протяжении последних 20 лет выдвигались в предыдущих стратегиях, концепциях и программах и не прошли.

Итак, в соответствии с предложенной концепцией, будущая реформа здравоохранения стоит на трех китах. Первый – это установление гарантированного пакета услуг. Второй – создание единого заказчика в виде национального агентства. И третий – отмена бюджетного финансирования больниц и введение системы оплаты за предоставленную помощь.

Странно, что Министерству здравоохранения, представителям других министерств, общественным и международным организациям (а именно их представители входят в состав рабочей группы, которая трудилась над концепцией) после Майдана понадобилось два года, чтобы выдать на-гора такой документ. Теперь интересно, сколько времени потребуется, чтобы понять, что это призрак реальных реформ.

Попробуем разобраться хотя бы только с вопросом финансирования. В концепции говорится, что оно будет осуществляться на базе имеющегося ныне бюджета, якобы другие модели не эффективные. При этом цены на медицинские услуги, исходя из установленного перечня и наличия денежных ресурсов, установит агентство. Медики больше не будут получать бюджетных зарплат, но смогут зарабатывать от количества оказанных услуг. А путем автономизации лечебных учреждений неформальные платежи узаконят. За услуги, которые не входят в пакет, больным придется платить или добровольно страховаться.

Следует заметить, что эта концепция противоречит Конституции Украины и вряд ли перескочит не только через профильный парламентский комитет, но и через Минюст и ВРУ. К тому же решение Конституционного суда от 2002 года дает основания заблокировать такую реформу в судах.

Во-вторых, расчет стоимости медуслуг на существующем объеме бюджетного финансирования неминуемо приведет к очень низкой цене на медицинскую услугу, а это, в свою очередь, к низкой оплате труда медработника. Как следствие, врачи вынуждены будут не только «дозарабатывать» с пациента, но и вплотную займутся гипердиагностикой и припиской несуществующих больных.

В-третьих, в системах ценообразования и финансирования услуг самыми важными моментами являются равновесие спроса и предложения, конкуренция и ответственность перед потребителем. Идея создания неконкурентоспособного, ценообразующего агентства под управлением Минздрава, с экономической точки зрения, откровенно бездарная. Кроме того, предполагается, что все больницы вынуждены будут заключить с этим агентством контракты. Трудно представить, сколько коррупционных схем родится на этой почве и окружат эту структуру.

Еще один момент, который обращает на себя внимание, когда знакомишься с текстом этого «новорожденного ребенка»: там просто в изобилии высокопарные лозунги вроде «Увеличится качество!», «Пациент сможет свободно выбирать врача!», «Уменьшатся неформальные платежи!» и т.д. Интересно, насколько же (или во сколько раз) тогда увеличатся формальные? На бумаге якобы все красиво, но в документе совершенно отсутствуют хоть какие-то прогнозы, аналитические расчеты, анализ с экономической, юридической и правовой сторон. Такое впечатление, что это реферат студента.

Можно было бы еще долго разбирать этот текст по косточкам, но ясно одно: работа целого министерства, большие гранты, куча экспертов – все это гора, которая родила мышь. Уже слышу, как министр будет говорить потом, что сделал все: концепцию разработал, законы хорошие – тоже, а вот депутаты плохие, не приняли таких необходимых Украине реформ. Но вот вопрос: действительно ли Украине нужны такие реформы?!

Автор текста Олег Виноградов  

Источник http://asn.in.ua

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.