0

Инвестиции в медицину Украины – помним, любим, скорбим

schegoleva-painting-1-02

Ріг достатку. Анна Щеголева

Прошедшая неделя порадовала целым рядом важных для сферы здравоохранения событий: медицинский инвестиционный форум, круглый стол по защите прав пациентов, и несколько реформаторских тусовок. В общем, неделя удалась. Осталось все это только проанализировать и описать.

Естественно, что главным событием стал Украинский форум по здравоохранению ’15. По планам организаторов он должен был объединить игроков рынка с международными инвесторами и донорами с целью привлечения инвестиций в сектор здравоохранения и для решения самых насущных вызовов отрасли. Очень оптимистично и радостно. Характеризуя в общих чертах это событие, можно сказать, что действительно форум удался. Хорошая организация, наличие в большом количестве людей, причастных к развитию частного и государственного здравоохранения,  прямые он-лайн трансляции, доклады без бумажек и подсказок, деловая конструктивная атмосфера в кулуарах, обсуждение насущных проблем и т.д. все это было и состоялось. Поэтому организаторам большой респект и так держать.  

Переходя к частностям, а именно к анализу выступлений на панельных дискуссиях и пленарных заседаниях, с вкраплениями временных диапазонов как это принято в футбольных матчах с обязательным указанием (видеозаписи докладов), ограничусь только теми сессиями на которых присутствовал лично. В этой части остановлюсь только на первой.

Первая часть была посвящена реформе здравоохранения. Традиционно на ней участвовали представители только одной стороны реформаторов, которая опять же традиционно зачитывала мантры об автономизации. Лейтмотивом заседания стал тезис – «Вкладывайте! в медицине реформы не за горами, и как только мы дадим сигнал бежать, бегите и хватайте», почти как в ночь больших скидок в супермаркетах в западных странах. Надо полагать почетный статус «игрок рынка» украинские больницы получили для инвестиционной привлекательности. Вообще-то любопытно было бы узнать, что такое инвестицияв понимании участников и организаторов.  Что такое партнерство среди доноров не понял никто.

 Первой с пространным докладом Дорит Ницан Калуско председатель представительства ВОЗ в Украине (24´-46´), рассказала о своем виденье ситуации с здравоохранением в нашей стране. Впрочем, ничего нового она не сказала…

Следующим выступал Александр Квиташвили Министр, Министерство здравоохранения Украины который определил следующие проблемы в медицине: образование в медицине плохое, что не позволяет интегрироваться в Европейскую систему и надо готовить специалистов за рубежом; борьба с койко-местом; уход от монополии государства на медицинское обслуживание и бесплатности оказания медицинской помощи (переход к страхованию); переход к государственному финансированию услуг у частников  (52´.00´´-58´.00´´).

Таким образом, тоже ничего нового. При этом не было ответов на вопросы, а как министр собирается все это осуществить. Ведь именно он представляет исполнительную власть, и он должен предлагать алгоритмы внедрения в жизнь реформаторских идей.  

Несмотря на то, что деятельность Киевской власти далека от совершенства, доклад Михаила Радуцкого Заместителя председателя, Киевской городской государственной администрации был самым ярким, среди выступавших на первой сессии, и не только из-за подшучивания ведущего, а в первую очередь благодаря тому, что оказался единственным представителем местной власти крупного мегаполиса.

Он очень коротко и четко сказал, почему все, сказанное министром не заработает, и что необходимо, чтобы хоть что-то сдвинулось с места: не проведен аудит имеющейся медицинской базы, и что надо менять никто конкретно не знает; необходим пересмотр протоколов и стандартов диагностики и лечения; создание единого медицинского пространства с четкой системой коммуникаций, включая первичные центры оказания помощи, медучреждения Академии наук, ведомственные заведения, частные центы и т.д.;  и только после этого переход к системе финансирования за услугу; отмена устаревших приказов №33 и №385, которые могут быть отменены уже сегодня; отказ от централизованных закупок с участием медицинских ведомств (МОЗ и ДОЗ); снятие дополнительных налогов с плательщиков добровольного страхования (58´.00´´-1.05´.00´´).

Все сказанное очень верно и правильно, только вот почему-то это до сих пор не начато в самом Киеве, а на последующих дискуссиях было сказано, что сам Михаил Радуцкий очень часто игнорирует запросы инвесторов, даже на благотворительные акции. Что это – двойные стандарты, лоббирование собственных финансовых интересов и т.д. или просто слабые менеджерские качества самого государственного чиновника? Не все лежит в плоскости министерства и Верховной Рады. Может уже пора переходить от слов к делам. Мер В. Кличко и А. Квиташвили, еще год назад договорились о проведении реформы в Киеве, но по сути, кроме как продолжения реформ, начатых еще при регионалах нет. Да еще в придачу целый воз и маленькая тележка скандалов, связанных с медицинскими учреждениями в различных районах Киева.

Народный депутат VIII созыва, заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения Сысоенко Ирина в своем выступлении остановилась на необходимости создания законопроекта про реабилитацию, а так же о создании специальностей по медицинской реабилитации; уничтожение системы Семашко; защита прав пациентов (1.05´.00´´-1.10´.36´´).

Понятно, что инициатив и начинаний народному депутату не занимать, поэтому осветить конкретику было очень сложно в 5 минутах выделенного времени. Но опять же есть множество вопросов: как будучи соучредителем и главой «Благотворительного фонда защиты прав медицинских работников»  можно одновременно защищать права пациентов; почему, будучи адептом реформы Квиташвили, мы собираемся вводить новые специальности, когда согласно его же реформам и понятиям, семейный врач наше все и может заменить, в том числе и реабилитологов. Конечно реабилитация в нашей стране частично отсутствует, ее и подменяет длительное пребывание в стационаре, но говорить о полном ее отсутствии нельзя, существует специализация по физиотерапии на кафедре НМАПО, кроме того существуют курсы по реабилитации при кафедрах спортивной медицины, а также Институт физкультуры готовит парамедиков по этим специальностям.

Где-где, а именно в системе Семашко были предусмотрены целые программы и оздоровительные комплексы в различных курортных и благоприятных зонах, в которых трудились тысячи врачей реабилитологов. Конечно раздеребанивание санаторно-курортной базы за годы независимости, привело к тому, что она практически отсутствует, но специалисты остались и они работают, в том числе и в частных центрах.

Реабилитация это особое высокотехнологичное направление медицины, очень дорогостоящее и затратное, и как сделать эту помощь доступной, вот, что должно заботить депутатов в первую очередь, а богатые позаботятся о себе сами, лечась за границей, или построив себе очередной заповедник в виде ультрасовременного реабилитационного частного центра под Киевом.

Павел Ковтонюк Проектный менеджер реформы здравоохранения, Национальная рада реформ Украины сделал акцент на том, что при наличии общего виденья необходимости реформ отсутствует единая прописанная стратегия по реформированию медицинской отрасли. Имеющиеся разночтения не позволяют достичь результатов. Скорость реформирования медленная, и связано это с политическим влиянием на принятие консенсуса. Вопросы коммуникации с медицинской общественностью, также имеют большое значение и остаются слабым местом в разъяснении реформ (1.10´.36´´).

Говоря все это, Павел забывает о том, что он был в числе основоположников реформ, и вся его критика направлена на него самого. Почему клуб реформаторов, разрабатывавший реформу, работал по принципам тайной масонской ложи? Работа с медицинской общественностью практически не велась, не обсуждалась в прессе, а законопроекты пытались продвинуть “по тихому”, и это почти за целый год своей деятельности. Критика оппонентов всегда воспринималась как нечто враждебное, игнорировалась и не принималась принципиально. Что это – боязнь того что кто-то займет реформаторскую грантоедскую нишу? На данный момент нет никакого просчета рисков реформаторских законопроектов, какие группы врачей и пациентов пострадают и что с ними делать. Нам только дают розовые очки и говорят, посмотрите, как это будет красиво. А тем временем последствия автономизации мы можем проследить уже сейчас на живых примерах пилотных регионов. О киевских экспериментах можно почитать вот здесь. И на фоне этого звучит заявление о необходимости прямой поддержки Президентом Украины и Премьер-Министром, а почему не лично Б. Обамой, у последнего более богатый опыт в этом деле.

Рассказы о том, что главные врачи поддерживают, не впечатляют. Кто бы сомневался, реформа именно и делает их феодальными князьками в регионах, и относительную их власть превращает в абсолютную. Относительно поддержки простых врачей не убедительно. Выражение «Робіть хоть щось», может относиться к тому, что как нам надоели тунеядцы реформаторы и чиновники, уезжайте домой и работайте, а не надувайте очередной мыльный пузырь, по крайней мере, так думает большинство известных нам врачей практиков.

Подводя итог под первым заседанием, могу сказать, что градус оптимизма у чиновников был на очень высоком уровне, но в последующем на других сессиях он начал спадать. И в конечном итоге, градусник показывал минусовую температуру. И события с компанией «Синэва», на следующий день после окончания форума являются ярким и весомым подтверждением этому. Деньги инвесторов скорее пойдут в прокуратуру и фискальные службы, там больше вероятности в обозримом будущем получить выгоду от вложений.

Володимир Савченко

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.