0

О международном опыте реформировании системы здравоохранения (2015): Эстония, Германия, Словения, Польша

ru_335

Першоджерело ILF

Человек и его жизнь являются главной ценностью любой страны. Поэтому каждое государство стремится создать наилучшие условия проживания для своих граждан. Уровень системы здравоохранения и предоставление качественных медицинских услуг играет важную роль в политике государства и иллюстрирует степень зрелости и развитости страны.

Наше государство стоит на пороге кардинальной переориентации вектора своего развития. Евроинтеграция и вступление в ЕС требуют ряд жизненно важных изменений, в том числе в сфере здравоохранения. В Украине анонсировано проведение глобальной медицинской реформы. Поставлены высокие и важные цели – увеличение продолжительности жизни человека [1].  Нам  предстоит долгая дорога, нужно немало сделать, чтоб достигнуть поставленной цели. Но не мы первые и не мы последние. Другие постсоветские и европейские страны успешно справились с этой задачей. Их опыт, ошибки и достижения важны для нас. Опираясь на них, Украина может использовать лучшие практики и избежать собственных ошибок, цена которых – жизни людей.

В начале этого года Министерство здравоохранения Украины представило Национальную стратегию реформирования системы здравоохранения на 2015-2020 года, в которой закреплены ключевые направления медицинской реформы. А на днях Министр охраны здоровья презентовал план действий на первые 2 года и внес на публичное обсуждение пакет законов, которые должны положить старт реформе. В Украине планируют создать свою собственную модель системы здравоохранения, но опорой этому будет служить зарубежный опыт, ошибки и наработки других государств.

Эксперты ILF  не остаются в стороне и любыми способами готовы содействовать реализации медицинской реформы. С этой целью была подготовлена  данная информационно-аналитическая информация  об опыте других стран в реализации медицинской реформы. Для анализа и сравнения мы отбирали страны по следующим критериям: наиболее близкие к Украине по размеру территории, количеству населения и региональной разрозненности (Германия); страны со схожей историей и ментальностью (Польша); постсоветские страны, которым тоже необходимо было начинать  почти с чистого листа (Эстония, Словения).

ЭСТОНИЯ

Здравоохранение Эстонии до реформы  было схожим с украинским. После оккупации Эстонии СССР (1940 год), в стране, как и во всем Союзе, началось внедрение системы Семашко в здравоохранение с централизованным планированием и управлением, а также  государственным финансированием. До реформы 1990 года в Эстонии почти не было частного медицинского сектора, населению гарантировалась бесплатная медицина, но были распространены неофициальные платежи за предоставление медицинских услуг,  избыточный коечный фонд и районирование высокоспециализированной медицинской помощи. Описанная ситуация полностью совпадает с картиной в Украине.

В Эстонии была реализована одна из наиболее удачных медицинских  реформ среди постсоветских стран. В относительно короткие сроки были изменены принцип финансирования (медицинское страхование)  и предоставлена автономия клиникам, что способствовало  перестройке всей системы и ее реформированию. За 10 лет в стране была создана новая система здравоохранения, которая по показателям не уступает другим европейским станам. Принцип селективного заключения договоров с ФМС поддерживает здоровую конкуренцию на рынке и обеспечивает предоставление качественной медицинской помощи.

1.1. ЦЕЛИ РЕФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Реформа и реорганизация системы здравоохранения Эстонии начались с 1990 года и проходили в несколько этапов.

А. Первый этап – радикальный. Был направлен на изменение финансирования и внедрение пациенториентированного подхода

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  • внедрение финансирования медицинской помощи за счет целевого налога на медицинское страхование, который собирали и объединяли в фонды медицинского страхования;
  • применение системы договоров между фондами и медицинскими учреждениями с оплатой в зависимости от объема предоставленных услуг для разделения функции производителей и покупателей медицинских услуг. 

Результат первого этапа  автономия медицинских учреждений, свобода в распоряжении финансами и кадровой политике. Также эти реформы привели к полной перестройке системы здравоохранения, созданной в советский период.

В. Второй этап – постепенные преобразования системы здравоохранения

ЦЕЛИ ЭТАПА:

  • повышение эффективности  медицинских учреждений;
  • рациональное использование финансовых и кадровых ресурсов;
  • повышение ответственности медицинских учреждений.

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  1. Определение правового статуса медицинских учреждений: делегирование на них части финансовых рисков и обеспечения качества медицинских услуг.
  2. Принятие мер Правительством по усилению централизованного планирования и регулирования, а также по повышению покупательной способности.
  3. Изменение и системность возмещения затрат на лекарства. Для более рационального расходования средств были введены базовые цены.

Срок реализации реформы – реформа была полностью введена в действие в течение 10 лет.

Результат второго этапа – повышение качества медицинских услуг и их доступности для населения.

 1.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ЭСТОНИИ

  • В 1992 году были созданы 22 государственных фонда медицинского страхования в каждом регионе. Для управления их деятельностью была образована Ассоциация фондов медицинского страхования, которая в 1994 году была реорганизована в Центральный фонд медицинского страхования (далее – ЦФМС).
  • Системой финансирования здравоохранения управляет Фонд медицинского страхования Эстонии (далее – ФМС). ФМС – независимая публично-правовая организация, ответственная за социальное медицинское страхование. Эстонский ФМС аккумулирует поступления от целевого социального налога и расходует эти средства на оплату медицинской помощи, лекарств, выплату пособий по безработице, беременности и родам.

В 2001 году функции ЦФМС и 22-х региональных фондов перешли к семи филиалам ФМС, образованным путем слияния региональных фондов. Объединение представительств в каждом уезде, позволило рационально использовать труд квалифицированных специалистов и снизить управленческие расходы, появилась возможность нанять экономистов и юристов в области здравоохранения.

  • Система здравоохранения финансируется в основном за счет налогов. С 1992 года главным источником финансирования является целевой налог с заработной платы. На его долю приходится  более 60% всех расходов на здравоохранение.

Из государственного бюджета покрывается чуть более 8% общих расходов на здравоохранение, из муниципальных – около 2 %. Доля государственного финансирования снизилась с 89,8% в 1995 году до 79,3% в 2011 году.

1.3. ДОГОВОРНАЯ СИСТЕМА

  • В Эстонии используется система селективных договорных отношений, при которой ФМС заключает договора только с избранными  медицинскими организациями. Отбираются наиболее эффективные поставщики услуг, в том числе из частных учреждений.
  • ФМС обязан заключать договора с больницами, осуществляющими крупные преобразования в соответствии с Комплексным планом (государственный план развития больничного сектора). Эти больницы имеют право на пятилетние контракты.
  • Селективные договорные отношения распространяются на 20% объемов амбулаторной помощи – через публичные закупки на конкурсной основе. Остальные поставщики имеют право на договор.
  • Селективные договорные отношения распространяются на часть медицинских организаций – в основном тех, чей «продукт» можно достаточно хорошо измерить и которые не находятся на этапе внутренней реструктуризации.

1.4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

  • Контроль качества медицинской помощи входит в функции ФМС, но его реализация существенно отличается от подходов, принятых во многих других системах ОМС (обязательное медицинское страхование).
  • Главный инструмент контроля – проведение клинических аудитов, т.е. комплексной оценки результатов деятельности медицинских учреждений.
  • Объект оценки – не отдельный случай лечения, взятый на основе случайной выборки, а совокупность случаев. Определяются результаты конкретных медицинских вмешательств (например, уровень больничной летальности, частота осложнений, повторные госпитализации после хирургических операций).
  • Заключения Фонда по каждому аудиту – это не только выявление проблем, но и рекомендации по их устранению. Клинические аудиты проводятся специализированными врачебными ассоциациями на основе договоров с Фондом.
  • Таким образом, объективность и компетентность оценки качества медицинской помощи определяются не квалификацией конкретного врача-эксперта (как это имеет место в российской системе ОМС), а коллективным органом, объединяющим врачей определенной специальности.

1.5. ОПЛАТА ТРУДА ВРАЧЕЙ

Услуги врачей общей практики возмещаются в зависимости от их специализации, а именно:

  • Услуги врачей общей практики возмещаются на основе:
    • подушевного норматива (73% бюджета общих врачебных практик);
    • оплаты за каждую услугу (14%);
    • по смете (11%);
    • выплат бонусов за результаты деятельности.

Основная часть поступлений средств общих врачебных практик складывается на основе фиксированных выплат, размер которых определяется численностью прикрепившегося населения и сложившейся материальной базой практики. Остальные средства поступают за оказанные услуги (наиболее приоритетные) и по результатам деятельности практик

  • Оплата специализированной амбулаторной помощи осуществляется:
    • за каждую услугу (84% расходов на нее);
    • на основе «комплексной цены», т. е. за нормативную стоимость законченного случая амбулаторной помощи (10%);
    • за укрупненную единицу услуг в разрезе отдельных клинико-статистических групп (КСГ) (6%).
  • Оплата стационарной помощи:
    • за детальную услугу (24% расходов на стационарную помощь);
    • случай лечения (10%);
    • койко-день (31%);
    • укрупненную единицу услуг в разрезе отдельных КСГ (35%).

 

ГЕРМАНИЯ

Германия заслужено считается мировым лидером по предоставлению высококачественных медицинских услуг. Здесь расположены крупнейшие медицинские центры Европы, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь. Помимо технического оснащения клиник (оборудование обновляется в среднем каждые 3-5 лет) важными факторами являются также высокий уровень подготовки специалистов, безусловный приоритет интересов пациента во время лечения и сервис. Именно в Германии отмечается один из наиболее высоких в мире уровней расходов на систему здравоохранения (около 11% от ВВП). Но до воссоединения ГДР и ФРГ картинка была иной.

В Германии длительное время действует обязательное медицинское страхование. Поэтому реформа в Германии сосредоточилась на оптимизации затрат и повышении качества медицинских услуг. Фокусировка на оптимизации расходов привела к ограничению доступа пациентов к медицинским услугам.  Иногда пациент должен ждать 3 месяца свою очередь, чтобы попасть на прием к специалисту. Поэтому, несмотря на высокое качество услуг и инновационные технологии,  процесс усовершенствования системы здравоохранения в Германии продолжается. Из позитивных моментов системы здравоохранения Германии следует отметить единый принцип ценообразования, который препятствует завышению цен на медицинские услуги.

2.1. ЦЕЛИ РЕФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Возросшая нагрузка на систему здравоохранения привела к реформированию в 90-х годах и еще больше в начале нового тысячелетия.

Со времени воссоединения страны (ГДР и ФРГ)  главными принципами реформы стали:

  1. контроль за расходами;
  2. эффективное использование ресурсов путем усиления (регулируемой) конкуренции.

При этом необходимо было избежать таких отрицательных последствий реформы как нарушение принципа справедливости и ухудшение качества медицинской помощи.

Для этого правительство христианских демократов и либералов (1982—1998 гг.) начали изменения в области здравоохранения.

Первый этап реформы (1988 г. – середина 90 х гг.):

  • усиление контроля за расходами во всей отрасли;
  • принятие мер по поощрению конкуренции среди плательщиков и в больничном секторе, а также по предотвращению нежелательных последствий с точки зрения справедливости в отношении медицинской помощи и качества последней;
  • введение новых льгот для более рационального удовлетворения потребностей населения;
  • введение соответствующего целевого страхования в качестве пятой составляющей социального страхования.

Второй этап (1996-1997 гг.):

  • уменьшение набора услуг обязательного медицинского страхования по профилактике и восстановительному лечению;
  • ослабление ограничений по распоряжению бюджетными средствами.

Реформаторская деятельность правительства социал-демократов и «зеленых»:

Первый этап (1998 – 2000 г.):

  • внесение изменений в законодательную базу путем внедрения жестких мер по сдерживанию затрат во всех секторах здравоохранения;
  • усовершенствование системы подготовки медицинских работников.

Второй этап (2000 – 2003 гг.):

  • отмена сокращения расходов на лекарства, право принятия решений по этим вопросам переходило к самоуправляемым фондам системы ГМС (государственное медицинское страхование) с последующей передачей предписаний врачам;
  • внедрение метода финансирования больниц по клинико-затратным группам, а также системы выравнивания рисков, а именно перераспределение средств между больничными кассами.

Третий этап (2004 год):

  • привлечение частного финансирования в здравоохранение;
  • узаконены передовые модели медицинского обслуживания, что расширило возможности выбора для потребителей.

Следует отметить, что процесс медицинских реформ в Германии продолжается. Несмотря на хорошие показатели качества, страдает доступность медицинских услуг.

Другие цели реформы здравоохранения в Германии:

  1. Снижение муниципальных расходов и расходов частных лиц.

В 1995 году было введено обязательное страхование на случай необходимости долговременного медицинского ухода.

  1. Увеличение эффективности здравоохранения.

Старт конкуренции между больничными кассами, больницами и амбулаторными службами за плановую амбулаторную хирургию (1993 г.), высокоспециализированные услуги (2000 г.) и услуги по недостаточно представленным в медицинской помощи специальностям (2004 г.).

  1. Снижение процента некачественной медицинской помощи.

Введены жесткие требования к контролю качества и укреплению системы повышения квалификации медицинских работников.

  1. Усовершенствование управления больничными кассами (1993 г.) и ассоциациями врачей (2005 г.).

2.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ГЕРМАНИИ

  • В Германии сложилась смешанная система финансирования здравоохранения. Главным источником финансирования является государственное медицинское страхование (ГМС). К 2003 г. таким страхованием было охвачено 88% населения, еще 10% населения застрахованы в частном секторе, 2% населения охвачено другими специальными государственными программами (для военнослужащих, лиц, проходящих альтернативную службу, полицейских, получателей социальных пособий и иммигрантов, добивающихся политического убежища), у 0,2% жителей не было никакой медицинской страховки.
  • Фактический вклад системы ГМС в общие расходы здравоохранения составляет более 60 %. 10,5% поступает от трех других составляющих государственной страховой системы: 1,7% — из средств пенсионного страхования (в основном на восстановительное лечение), 1,7% — из средств страхования от производственного травматизма и 7,0% — из средств страхования на случай необходимости долговременного медицинского ухода; 7,8% поступает из государственной казны.

Всего из общественно государственных источников было покрыто три четверти всех расходов на здравоохранение, остальное — из частных источников.

  • Взносы в систему ГМС собираются больничными кассами. Членство в больничной кассе является обязательным для работников, чей совокупный личный доход не превышает определенный уровень.

2.3. ДОГОВОРНАЯ СИСТЕМА

  • В Германии обеспечивается двойное финансирование системы здравоохранения. Для обеспечения финансирования, немецкие больницы заключают контракты со страховыми компаниями, а также получают государственные инвестиционные субсидии из налоговых поступлений.
  • С 2004 г. соло- и объединённые врачебные практики получили право самостоятельно заключать индивидуальные договоры с больничными кассами. Ранее заключались только коллективные договоры между ассоциациями врачей больничных касс и объединениями больничных касс. Такие договора, как правило, дополняют систему медицинского обеспечения на основании коллективных договоров и модернизируют ее.

2.4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

  • В Кодексе социального обеспечения Германии изложены основные требования к качеству, которым должны соответствовать больницы для того чтобы попасть в больничный план и получить право на возмещение своих затрат.
  • С 2000 г. больницы обязаны иметь внутренние программы управления качеством и заключать с больничными кассами контракты относительно внешних мер по контролю качества.
  • Поставщики услуг обязаны участвовать в деятельности по контролю качества с акцентом на документальное оформление показателей в  виде, который позволяет проводить сравнительный анализ.
  • Для стационарного сектора основана независимая организация (Федеральное Бюро по обеспечению качества, BQS), которая помогает участникам контракта отбирать показатели качества для наблюдения и собирает данные, представляя их в сравнительном виде.
  • С 2002 г. законодательно установлены минимальные объемы обслуживания. Партнеры по контракту, т. е. ассоциации больничных касс, Ассоциация германских больниц и Федеральная врачебная плата, по закону должны выпускать перечень плановых услуг с четкой положительной связью между объемом услуг и их качеством.
  • С 2000 г. поощряется участие больниц в системах сертификации. Разработаны две системы сертификации, соединяющие самостоятельную оценку и внешнюю оценку на основе модели Европейского фонда по управлению качеством и европейской системы наград за качество, системы оценки больниц, основанных религиозными организациями, и немецкого совета по обеспечению прозрачности и качества деятельности больниц.

2.5. ОПЛАТА ТРУДА ВРАЧЕЙ

  • В системе ГМС оплата труда врачей разбита на две стадии:
    • Первая стадия – больничные кассы полностью переводят ассоциациям врачей всю сумму заработной платы для всех врачей, работающих в системе ГМС, вместо непосредственной платы каждому врачу.
    • Вторая стадия — ассоциации врачей распределяют общую сумму между своими членами согласно единой шкале стоимости услуг и дополнительным инструкциям. Сначала, ассоциации должны проверить, учесть и обобщить все данные, на которые опираются эти расчеты.
  • Все лицензированные медицинские процедуры сведены в единую шкалу стоимости услуг. Решения по их оплате принимает комиссия по амбулаторной помощи при Общей федеральной комиссии, а отдельная совместная федеральная оценочная комиссия отвечает за разработку шкалы стоимости.
  • В конце каждого квартала каждый самостоятельно работающий врач представляет в свою ассоциацию счет, где указано общее число баллов за оказанные услуги. Врачам платят ежемесячно по расчетам за прошлый квартал, но фактическая сумма, которую они получают, зависит от ряда факторов.
  • Таким образом, оплата услуг может меняться от региона к региону, от квартала к кварталу, а часто даже между специальностями в пределах одной федеральной земли.

 

СЛОВЕНИЯ

Здравоохранение в Словении находилось в состоянии постоянных изменений на протяжении нескольких десятилетий, что вызвано постоянным усовершенствованием уже существующей системы. Опыт реформирования здравоохранения Словении интересен для Украины в нескольких аспектах. Во-первых,  низкий уровень качества и возможности предоставления медицинских услуг в Словении в 90-х очень похож на ситуацию в Украине. Во-вторых, оперативностью проведения реформы и достижением целей, поставленных перед нею.

В стране введено обязательное медицинское страхование, которое покрывает все слои населения, в том числе безработных.  На сегодняшний день реформа сосредоточена на повышении качества медицинских услуг  и их доступности. Реформа в процессе, пока сложно говорить о достигнутом результате.  Отдельный аспект – изменение оплаты труда врачей и их гарантии. Активная позиция врачей, их ассоциаций и профсоюзов  способствует улучшению положения врачей.

3.1. ЦЕЛИ РЕФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Кардинальные изменения в организации и финансировании системы здравоохранения Словении начались в 1992 году сразу после получения страной независимости и принятием трех главных законов, было введено обязательное государственное и частное страхование для граждан своей страны. Развитие частного сектора в медицине позволило повысить качество услуг. В 2004 году «Закон о медицинском страховании» был приведен в соответствие с директивами ЕС, что является показателем его прогрессивности и эффективности.

Реформа системы ставила перед собой ряд целей:

  • провозглашение общей доступности медицинских услуг – каждый гражданин Словении имеет доступ к медицинской помощи;
  • солидарность, что подразумевало, что все граждане вносят свой вклад в финансирование системы в зависимости от их доходов и используют медицинские услуги по потребностям;
  • равенство – доступ к медицинской помощи определяется исключительно потребностью пациента и не зависит ни от других факторов — этнической принадлежности, пола, возраста, социального статуса или платежеспособности.

Глобальные результаты реформы еще не достигнуты. Реформа продолжается.

3.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ

  • В 1992 года было внедрено  медицинское страхование и создан Институт медицинского страхования Словении (HIIS). HIIS является единственной организацией, ответственной и предоставляющей обязательное медицинское страхование. В его задачи входит: обеспечение обязательного медицинского страхования; заключение договоров медико-санитарной помощи; оказание правовой и иной профессиональной помощи застрахованным лицам; ведение базы данных и статистики по медицинскому страхованию; установление ставок для взносов.
  • HIIS находиться под управлением ассамблеи, состоящей из представителей союза работодателей и страховщиков. HIIS имеет 56 филиалов в целом по стране, в том числе 10 на региональном уровне и 46 на местном уровне
  • В процессе реформы все застрахованные граждане поделились на категории, основными из которых являются:
    • Наемные работники, взносы на медицинское страхование вычитаются из их валовых доходов. С января 2002 года они составляют 13,45% и распределяются между работодателем и работником соответственно практически поровну.
    • Безработные, взносы за которых платит Национальный институт по вопросам занятости или эти средства предоставляются государством в виде субвенции.
    • Пенсионеры, которые платят взнос в размере 5,96% от размера пенсии.
    • Фермеры и ремесленники платят самостоятельно 18,78% от зарегистрированного дохода или 6,89% от базовой суммы взносов для пенсионного страхования и страхования по инвалидности.
    • Индивидуальные предприниматели платят 13,45% от базовых доходов с вычетом налогов.
    • Лица без доходов, заключенные и ветераны войны — взносы за них платит государство и муниципалитеты.

3.3. ДОГОВОРНАЯ СИСТЕМА

  • Большую часть средств медицинские учреждения получают по договорам, заключенным с Институтом медицинского страхования, а их расходы ограничены рамками утвержденного бюджета.
  • В 2001 г. была принята схема оплаты по клиническим группам, предусматривающая 9 основных групп. Более точный расчет производится для каждой больницы в отдельности, исходя из средней стоимости лечения больного данной группы. В разных больницах эта стоимость может быть разной. На сегодняшний день внедряется схема оплаты по клинико-затратным группам.
  • Центры первичной медицинской помощи получают средства от региональных фондов медицинского страхования в зависимости от численности обслуживаемого населения и от объема оказанных услуг.
  • Врачи центров первичной медицинской помощи и медицинских пунктов помимо работы на твердом окладе могут заниматься частной практикой (как по договору с Институтом медицинского страхования, так и независимо).
  • Частные медицинские услуги оплачиваются больными или покрываются добровольным медицинским страхованием; цены на услуги, не предусмотренные договором добровольного страхования, врач устанавливать самостоятельно.

3.4. ОПЛАТА ТРУДА ВРАЧЕЙ

  • Врачи в государственном секторе получают зарплату в соответствие с особым договором (Коллективный договор для врачей, в котором указаны критерии объема вознаграждения для врачей).
  • Зарплаты врачей также варьируются в пределах от 15 до 20% (влияют поощрительные выплаты, производительность, определенные руководством больницы или центром здравоохранения). Они могут дополнительно изменяться в зависимости от стажа и внеурочных часов работы, бонусов, таких как, повышенная ответственность, академические достижения и специальные рабочие условия.
  • Врачи и другой персонал в частной практике получает заработную плату в пределах, установленных соответствующим договором, а также ставки по договорам с частными работодателями.
  • В последние несколько лет, врачи значительно повысили свою значимость в ходе нескольких этапов переговоров после забастовок, после чего, профсоюз врачей (как и другие профсоюзы) ведет переговоры зарплаты напрямую с правительством.

 

ПОЛЬША

До реформирования здравоохранения Польша действовала по советской системе Семашко. Социально направленная модель здравоохранения обеспечивала хоть и невысокий, но все равно доступный уровень медицинской помощи каждому. О необходимости реформ в этой сфере заговорили еще в 80-х прошлого столетия. Говорили о том, как сделать медицинскую отрасль богатой, зарплаты врачей — приличными, а лечебные услуги — качественными, современными и доступными. Выход правительство видело в общегосударственном страховании. Параллельно обсуждались также идея коммерческого страхования, а также — финансирование медицины на региональном уровне.

Финансирование системы осуществляется не только за счет взносов на обязательное медицинское страхование. Значительная доля финансирования за счет средств бюджетов. Сегодня реформа сосредоточилась вокруг качества услуг. Используются различные механизмы  для повышения качества  медицинских услуг (стандартизация, сертификация, новейшие стандарты, обучение врачей).  Однако, применяемые меры повысили стоимость медицинских услуг, что отразилось на их доступности для населения.

4.1. ЦЕЛИ РЕФОРМЫ

Финальное решение о кардинальном реформирование было принято в конце 1998 года, в связи с чем, 1 января 1999 года началась реформа медицинского сектора.

Основные цели, которые стояли перед новой системой здравоохранения, были следующие:

  • децентрализация системы;
  • финансирование здравоохранения независимыми фондами медицинского страхования и впоследствии Национальным фондом здравоохранения;
  • улучшение первичной медико-санитарной помощи с новым акцентом на семейную медицину;
  • внедрение системы аккредитации больниц.

Реформа включала в себя следующие методы:

  • усовершенствование информационной системы;
  •  повышение доступности медицинской помощи (например, законодательство, обеспечивающее гарантированный государством объем медицинской помощи);
  • улучшение организации и финансирования сектора стационарной помощи (например, инициативы по переводу больниц на коммерческую основу);
  • борьба с коррупцией в секторе здравоохранения;
  • усиление прав пациентов;
  • улучшение системы финансирования сектора здравоохранения (несколько попыток ввести добровольное медицинское страхование оказались безуспешными);
  • усовершенствование механизмов возмещения расходов поставщикам Национальным фондом здравоохранения (введение DRG [2]/КСГ [3] в различных областях медицинской помощи);
  • повышение качества оказываемой медицинской помощи (например, Закон об аккредитации в системе здравоохранения (2008); разработка медицинских стандартов);
  • решение вопросов нехватки и миграционного оттока медицинских работников.

4.2. ФИНАНСИРОВАНИЕ

  • Здравоохранение Польши финансируется за счет нескольких видов поступлений в Национальный фонд медицинского страхования.
  • В структуре бюджета Национального фонда здоровья треть составляют взносы работающих граждан (это 9% от заработной платы) и 2/3 — государственные средства. Также завлекаются поступления из альтернативных источников: штрафов за просроченные обязательные отчисления или датирование из фондов ЕС.
  • С 1989 года уровень и структура финансирования системы здравоохранения перетерпели существенные изменения, однако при этом доля ВВП, выделяемая на здравоохранение, в целом не изменилась.
  • В период 1995–2009 годов расходы на здравоохранение увеличились в 5 раз (с 18,5 млрд. злотых до 99,0 млрд злотых). Вместе с тем в этот период также отмечался постоянный рост ВВП, а доля ВВП, выделяемая на здравоохранение, последовательно выросла всего на 1,9 пункта (с 5,5% от ВВП в 1995 году до 7,4% от ВВП в 2009 году).
  • Порядка 70% расходов на здравоохранение финансируются из государственных источников. В 2008 году более 83,5% этих расходов приходилось на всеобщее медицинское страхование, в 2011 г. выделено – более 91% государственных расходов на охрану здоровья отдельных категорий граждан.
  • В Польше финансирование частного медицинского сектора играет бóльшую роль по сравнению со многими странами ЕС и происходит в основном за счет личных платежей граждан (порядка 22% общих расходов на здравоохранение в 2009 году).
  • Неформальные платежи широко распространены, но их становится все меньше в связи с проведением серьезных антикоррупционных мер.
  • Добровольное медицинское страхование используется ограниченно, в основном в виде подписки на медицинское обслуживание в рамках программ по охране труда, предлагаемой работодателями.
  • Порядка 98% населения охвачены обязательным медицинским страхованием (ОМС), которое гарантирует доступ к широкому спектру медицинских услуг.

4.3. ДОГОВОРНАЯ СИСТЕМА

  • В рамках договоров с Национальным фондом здравоохранения предусмотрены средства для больниц на капитальный ремонт, расширение и замену оборудования, однако денег, оставшихся после покрытия текущих расходов на капиталовложения, слишком мало.
  • Органы регионального, районного и муниципального управления выступают в качестве основного источника капиталовложений для больниц.
  • Ассигнование средств из государственного бюджета также значительно, а выделяемые средства в основном направляют на разработку проектов, софинансируемых ЕС.

4.4. ОПЛАТА ТРУДА ВРАЧЕЙ

  • Механизмы оплаты труда медицинских сотрудников включают трудовой договор (на основе Трудового кодекса), договор возмездного оказания услуг, индивидуальную трудовую деятельность и государственное финансирование студентов-медиков и врачей-практикантов.
  • Системой здравоохранения не предусмотрено минимального размера оплаты труда независимых профессиональных объединений.

4.5. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

  • Несмотря на то, что официально не предусмотрено обязательного лицензирования поставщиков медицинских услуг с целью внедрения требуемых стандартов для персонала, оборудования или инфраструктуры, Национальный фонд здравоохранения (в процессе заключения договоров) награждает дополнительными баллами тех поставщиков, которые получили аккредитацию и/или сертификацию ISO9001. Количество баллов влияет на категорию клиники, а последняя – на коэффициент для определения стоимости медицинских услуг.
  • Польские поставщики медицинских услуг приняли участие в большом числе международных инициатив и программ по повышению качества оказываемой медицинской помощи под руководством Центра контроля качества оказываемой медицинской помощи.
  • Были разработаны стандартизированные механизмы оценки удовлетворенности пациентов.

Источники

[1] В Украине длительность жизни на 10 лет меньше чем в Европейских странах.

[2] Диагностическо – связанные группы

[3] Клинико-статистические группы

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.