0

Общественные наблюдательные советы – лекарство от коррупции в больницах

Урок анатомії доктора Тюльпа. Харменс Рембрандт

Урок анатомії доктора Тюльпа. Харменс Рембрандт

Прямо сейчас в Украине разрабатывают законодательную базу под реформу здравоохранения. Одна из ключевых проблем – законодательная база для работы медицинских учреждений. На протяжении полугода в Минздраве доминирует позиция “Если любишь, отпусти” по отношению к учреждениям здравоохранения. Это отразилось в проекте закона от МОЗ: больницы должны уйти на вольные хлеба (стать коммунальными и государственными предприятиями) без протоколов лечения, без развитой страховой медицины, без методики расчета стоимости медицинской услуги для пациента, без системы аккредитации медучреждений, с коррупцией на всех уровнях здравоохранения, начиная от взяток в медвузе и заканчивая тендерными махинациями на уровне облздравотдела.

Мы уже не раз предупреждали, к чему это приведет: полной непрозрачности доходов и расходов больниц, закреплению существующих непрозрачных тарифов на медицинские услуги и их рост,подготовке почвы для коррупционной приватизации больниц через накопление долгов и банкротство. Единственное, что могло бы сбалансировать такую “реформу” – это повышение влияния местной общины на ситуацию в больнице. На сегодня это влияние равно нулю. Единственным следствием попыток главы николаевского отделения “Медицинского контроля” Дмитрия Рябченко добиться обоснования тарифов на некоторые услуги местных больниц стали два уголовных дела, возбужденных против него же. И это при том, что на получение ответа на простой вопрос “откуда вы берете такие цены” был потрачен год.

Любое реальное участие местной общины в делах здравоохранения на сегодня невозможно. Это, безусловно, следствие советской системы, при которой все механизмы принятия решений были искусственным образом отчуждены от народа: налогоплательщика, пациента, врача. Медицина в Украине остается советской. “Реформа” здравоохранения, начатая сейчас, не предусматривает повышения роли местной общины. Таким образом, медицина и останется глубоко советской по духу, но рыночной по сути: узаконенное наплевательство на интересы пациента и рядового врача, безудержная коррупция, цинизм и безнаказанность, укоренившиеся в украинских больницах повсеместно, расцветут еще пышнее.

Мы не можем и не будем с этим мириться.

Поэтому мы разработали наши предложения к изменению действующего законопроекта от Минздрава, которые предусматривают создание при больницах общественных наблюдательных советов (см. ниже, в Приложении 1). Мы презентовали эти предложения группе Реанимационный пакет реформ, отправили их народным депутатам комитета по здравоохранению Верховной Рады Украины (в том числе представительнице партии “Самопомич” Ирине Сысоенко, автору альтернативного законопроекта о работе медучреждений Олегу Мусию, главе парламентского комитета по здравоохранению Ольге Богомолец, заместителю главы комитета Татьяне Донец,  представителю комитета Константину Ярыничу и другим). Посмотрим, кому из них действительно хочется защитить интересы пациентов и местной общины, а кому – интересы чиновников и коррумпированных медицинских “элит”.

Почему важно организовать эффективную систему общественного контроля над функционированием учреждений здравоохранения:

  • В своем  большинстве учреждения здравоохранения – монополисты по оказанию медуслуги населению региона (в первую очередь – на уровне района). Услуги, отказаться от которой не получится и которая зачастую нужна экстренно, от которой прямо зависит выживание общины и каждого ее представителя (пациента). Вместе с тем объем, качество и стоимость этих услуг потребитель (пациент/член общины) не может объективно оценить.
  • Финансирование функционирования учреждения здравоохранения при его автономизации, даже при наличии централизованного финансирования (на покрытие гарантированного перечня медуслуг) более чем на 70% ляжет на общину и ее представителей (местный бюджет, добровольное страхование, средства пациентов, благотворительность) – значит, община должна иметь возможности контроля над использованием этих средств.
  • Объем предоставляемых членам общины медицинских услуг и их качество – забота общины. Значит, местная община должна иметь возможность согласования программ развития медицинских учреждений и быть заказчиком в программах развития региональных систем здравоохранения.
  • При переходе к функционированию больниц в формате предприятий, государство и местная власть не будут иметь возможности оперативного контроля и влияния на функционирование предприятий любой формы собственности (только путем подписания контрактов с руководством и формирования/контроля программ деятельности этого руководства). Значит, необходим инструмент оперативного (не каждодневного, но чаще, чем раз в год) влияния общины на ситуацию в учреждениях здравоохранения. Это опять же связано с жизненной важностью для общины услуг, оказываемых учреждением.
  • Никакое развитие благотворительных программ в больницах невозможно без прозрачности их расходов, а прозрачность расходов не будет достигнута без участия общественности (поскольку она прямо противоречит интересам администрации больниц). Значит, необходим контроль со стороны общественности над расходами больниц, наиболее эффективно осуществляющийся силами самой общины.

Почему общественные наблюдательные советы

Эффективный контроль и влияние на состояние дел в учреждении здравоохранения возможны только в том случае, если контрольный орган будет не внешним (опекунский, попечительский совет), а внутренним – одним из органов управления учреждением, с функциями и полномочиями, прописанными в уставе учреждения. Опекунские советы, которые предусмотрены в существующей редакции законопроекта от МОЗ, никогда не будут оказывать реального влияния на ситуацию в учреждении здравоохранения, потому что их основной императив – прозрачность и эффективное использование ресурсов – идет вразрез с интересами коррумпированной администрации учреждения здравоохранения. То есть, опекунский совет сможет нести в больницу деньги меценатов, или не нести – в любом случае он будет распоряжаться только благотворительными ресурсами, переданными общиной. Контроль такого органа над учреждением здравоохранения будет равен нулю.

Членство в общественном наблюдательном совете

Членами общественного наблюдательного совета должны быть представители общины (как потребители и заказчики услуг, а также финансирующие субъекты).  Мы сознательно объединяем понятие представителей общины и пациентов, так как каждый представитель общины – действующий или потенциальный пациент, и каждый лично или опосредованно (через налоги) финансирует деятельность учреждений здравоохранения.

Порядок формирования общественных наблюдательных советов

Права, обязанности, система представительства и механизм назначения членов общественного наблюдательного совета должны быть проработаны при создании соответствующего подзаконного акта/нормативно-правового документа  (ПКМ) и региональных регламентирующих документов (приказов, положений, решений представительских органов).

Мы предлагаем логичный формат работы общественного наблюдательного совета: квотный принцип с 3 равными по влиянию квотами. Это квота от местной администрации (заказчика медицинской услуги), представительского органа (местного совета, выступающего представителем собственника) и общественности (потребителя услуги). Администрация квоту заполняет по приказу,  представительский орган – по коллегиальному решению, а общественников выбирают из числа профильных организаций на открытом конкурсе, который проводит администрация/совет/само учреждение. Баланс интересов в таком случае достигается автоматически: райсовет и администрация вместе заблокируют явно популистские решения общественников, общественники и райсовет вместе заставят администрацию эффективно расходовать средства и выполнять свои задачи, общественники и администрация вместе смогут разбить сговор коррумпированного руководства больницы с местными депутатами.

Привлечение экспертов к работе общественного наблюдательного совета

Обязательным условием для организации эффективной работы общественных наблюдательных советов является возможность (организационная и финансовая) привлечения к их работе независимых экспертов различного профиля (медиков, фармацевтов, специалистов по медоборудованию,  медицинской технологии, строительству и др). Это позволит урегулировать тысячи конфликтов между врачами и пациентами по поводу качества медицинской услуги, повысить эффективность расходования средств и качество лечения.

Организационное и финансовое обеспечение функционирования общественных наблюдательных советов

Организационное обеспечение функционирования общественных наблюдательных советов (а именно, их секретариата) ложится на учреждение здравоохранения,  финансирование деятельности, включая оплату труда привлеченных экспертов –  на учреждение здравоохранения и местный бюджет, с обязательным привлечением средств спонсоров.

ГЛАВНОЕ

Все конкретные аспекты работы общественных наблюдательных советов при учреждениях здравоохранения очень важны, но они должны быть проработаны не на этапе принятия политического решения (включения пунктов, обеспечивающих формирование системы наблюдательных советов, в законопроект), а в дальнейшем, на этапе формирования соответствующей базы подзаконных актов, на уровне КМУ/МОЗ и руководящих документов на региональном уровне.

Приложение 1

Пропозиції ГО “Медичний контроль” щодо проекту Закону України №2309 від 07.07.2015 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо удосконалення законодавства з питань охорони здоров’я»

Основи законодавства України про охорону здоров’я

(Відомості Верховної Ради України, 1993 р., № 4, ст. 19 із наступними змінами)

 

ІСНУЮЧА РЕДАКЦІЯ ПРОПОЗИЦІЇ І ДОПОВНЕННЯ
 Стаття 24. Участь громадськості в охороні здоров’я  Стаття 24. Участь громадськості в охороні здоров’я 
Органи та заклади охорони здоров’я зобов’язані сприяти реалізації права громадян на участь в управлінні охороною здоров’я і проведенні громадської експертизи з цих питань. Органи та заклади охорони здоров’я зобов’язані сприяти реалізації права громадян на участь в управлінні охороною здоров’я і проведенні громадської експертизи з цих питань.
При органах та закладах охорони здоров’я можуть створюватися громадські консультативні або опікунські ради, які сприятимуть їх діяльності та забезпечуватимуть інформованість населення і громадський контроль в сфері охорони здоров’я. При органах охорони здоров’я можуть створюватися громадські консультативні ради, які сприятимуть їх діяльності та забезпечуватимуть інформованість населення і громадський контроль в сфері охорони здоров’я. При закладах охорони здоров’я створюються органи громадського контролю з метою сприяння їх діяльності та забезпечення громадського контролю над функціонуванням закладу.Орган громадського контролю у закладі охорони здоров’я є колегіальним органом, що складається з представників місцевої громади, здійснює громадський контроль за дотриманням прав та забезпеченням безпеки пацієнтів, додержанням етичних принципів і законодавчих вимог здійснення медичного обслуговування закладом охорони здоров’я, розглядає фінансово-господарську діяльність закладу охорони здоров’я. До такого органу громадського контролю  входять представники органу місцевого самоврядування, до сфери управління якого належить відповідний державний чи комунальний заклад охорони здоров’я, а також представники фахових громадських організацій пацієнтів та працівників охорони здоров’я.Створення та функціонування органів громадського контролю при закладах охорони здоров’я проходить відповідно порядку, встановленого Кабінетом Міністрів України.
У визначенні змісту та шляхів виконання державних цільових та місцевих програм охорони здоров’я, здійсненні відповідних конкретних заходів, вирішенні кадрових, наукових та інших проблем організації державної діяльності в цій сфері можуть брати участь фахові громадські організації працівників охорони здоров’я та інші об’єднання громадян, в тому числі міжнародні. У визначенні змісту та шляхів виконання державних цільових та місцевих програм охорони здоров’я, здійсненні відповідних конкретних заходів, вирішенні кадрових, наукових та інших проблем організації державної діяльності в цій сфері можуть брати участь фахові громадські організації працівників охорони здоров’я та інші об’єднання громадян, в тому числі міжнародні.
   РОЗДІЛ XIIІ ПРИКІНЦЕВІ ТА ПЕРЕХІДНІ ПОЛОЖЕННЯ
 
  1. Кабінету Міністрів України в двомісячний строк з дня набрання чинності цього Закону розробити та затвердити постанову Кабінету Міністрів України, якою визначити особливості функціонування системи громадського контролю в сфері охорони здоров’я, в тому числи особливості створення та функціонування органів громадського контролю при закладах охорони здоров’я.

 

Першоджерело: http://medcontrol.com.ua

Alter Ego

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.