2

Реформа здравоохранения: Визия и кадры

Статья пишется накануне исторической даты 2 апреля – начала приписной кампании, когда пациенты начинают «прикрепляться» к выбранным врачам. Визия данного кейса для реформаторов состоит в том, что пациентам дают «то, что они хотели»  – того врача, которого они сами выбрали. Неявный смысл данного хода состоит в том, что теперь на врача жаловаться станет бессмысленно – «вы же его сами выбрали». Население эту фишку пока не раскусило… Есть также и то, что реформаторы вслух не говорят (то ли побаиваются, то ли сами пока еще не поняли) – «свободный выбор + прикрепление» пациента означает смерть одного из основных принципов советской системы здрава – «участковости». Понятие «участка» – советский краеугольный камень оказания помощи на первичном уровне, когда население «прикреплено» по месту проживания при помощи института прописки. Если население свободно мигрирует по стране, то понятие участка становится довольно виртуальным, и рано или поздно совсем отомрет, что мы и видим на практике.

В случае реформы социального института (а здравоохранение – это социальный институт) кадрами являются ВСЕ взаимодействующие субъекты. Т.е. не только врачи и медсестры, не только медицинские чиновники всех уровней. Кадрами для здравоохранения являются также и пациенты. Эта крамольная мысль пока не попала в головы наших реформаторов. Готовить и обучать необходимо всех, включая ВСЕ дееспособное население страны, которые является потенциальными пациентами. Чем больше полномочий вы вручаете субъекту системы, чем более широким становится область решений и его поле выбора – тем более он является «кадром системы», тем более он влияет на систему, тем больше внимания в плане обучения ему необходимо уделить. С этой точки зрения – у нас в стране 40 миллионов кадров для обучения новым принципам здравоохранения. Кто-нибудь видит систему обучения ВСЕГО населения этим новым принципам? Я – нет.

Дата еще не наступила, а у семейных врачей уже раздаются звонки. Около 1-2% от старого участка и около 1% от пациентов с других участков (свои источники) – уже хотят застолбить врача. Т.е. пациентов, которых РЕАЛЬНО беспокоит выбор врача – пока всего 3% от будущих 2000. Все остальные – либо вообще не болеют (плюс самолечение?), либо они уже выбрали, так как имеют своего (полу)частного врача-семейника, либо им ВСЕ РАВНО у кого лечиться на первичке (так называемые молчуны). Последняя категория, по моему мнению, преобладает. И можно сказать, что изначальный посыл реформаторов, что пациенты ХОТЯТ ВЫБИРАТЬ себе семейного врача – ни на чем не основан. Это было просто предположение, оказавшееся ошибочным. В представлении наших пациентов, серьезный врач которого имеет смысл выбирать, и от которого реально зависят жизнь и здоровье – это узкий специалист именно по его болезни (или болезни его ребенка), и он, как правило, работает в стационаре. Вот за возможность выбора ЭТИХ врачей – идет бешеная конкуренция среди пациентов, и наши пациенты не стесняются платить за право доступа к этим врачам. И пациент никогда не посчитает эти деньги взяткой – он видит квалификацию, за которую он платит. В отношении семейных врачей у наших пациентов принцип – «а зачем спешить выбирать товар, которого и так много?». То, что этот принцип ошибочен, пациент поймет гораздо позже.

Вообще, попытка реформаторов прикрепить пациентов к врачам в условиях нарастающего дефицита врачей – интересный менеджерский кейс. В таких условиях не пациенты будут выбирать врача, а врачи пациентов. Но очевидным это станет конечно не сегодня, а тогда, когда пациенты поймут, что на всех врачей не хватит по определению. Ситуация ажиотажного спроса обычно возникает неожиданно и в самый неудобный момент (например во время эпидемии гриппа). Пациенты начнут задавать вопросы, но задавать их будет уже некому. На само деле, желание «прикрепить» пациентов к врачам – это не желание самих пациентов, это желание государства, которые хочет сэкономить бюджет.
Но самая интересная картина, которая нас ожидает, это психология наших кадров при получении и разделе финансирования. Деньги «идущие за пациентами» будут приходить в поликлинику, и только на то количество пациентов, которое есть в базе данных. Кстати, как вы думаете, сколько времени уйдет на то, чтобы больничные администрации научились обманывать скрипт подтверждения и вводить в систему дубликаты, а то и вовсе не существующих пациентов? Вы спросите, а почему больничные администрации? Потому, что они – единственные кто являются бенефициаром такой системы, деньги будут приходить именно к ним.

Представим себе городскую поликлинику с 20 участками. Но реальных физических лиц врачей – 15. Остающиеся 5 участков разбросаны частями по другим врачам (повсеместная общая практика), помним что врачей УЖЕ не хватает, причем везде. Теперь, когда участков больше нет – врачи начали набирать себе «конктрактников». По закону случайных чисел первые несколько месяцев количество таких будет, во-первых, равным у всех врачей, во-вторых – ничтожно мало (3-5%) от необходимых 2000, даже учитывая «бесхозные» 5 участков из примера, которые тоже придут «прикрепляться». Т.е. денег «приходящих за пациентами» будет так мало, что за них будет невозможно прокормить даже одного врача. В переходный период неизбежно комбинированное финансирование, сочетающее старый и новый принцип. В этот момент врачи окажутся совершенно беззащитными перед произволом больничных администраций, которые решат что настало их время завершить множество хозяйственных задач по ремонту и оснащению здания больницы (которое как мы помним, больше не финансируется из центра), а зарплата – больше не защищенная статья бюджета. Содержимое базы данных в таких условиях становится кормушкой для больничных администраций.

Итак, первая проблема – пациенты как-то не очень хотят массово прикрепляться. Это наша психология – откладывать все неприятное «на потом». Все рассчитывают прикрепиться при первом же обращении к врачу, которое может случиться через много лет. Можно представить себе здорового человека который пришел в поликлинику за справкой (о прививках, на профосмотр, для бассейна) – а там оказывается что свободных семейных врачей уже нет. Прикрепляться даже ради справки просто некуда. Ехать в другую поликлинику искать врача – лень и далеко. Что делает наш пациент? Он идет к завполиклинкой, неся под мышкой брошюрку Конституции Украины и фразу «один мой знакомый прокурор…». Брошюрка и фраза имеют волшебное действие: завполиклиникой берет пациента за руку и ведет его в кабинет врача (самого безотказного и покладистого) и говорит: «Пульхерия Ивановна, примите его в виде исключения!» И врач примет, а куда деваться? Профсоюза-защитника нет. Официально бесплатно принимает и осматривает! И такое будет случаться по пять раз в день. Я предсказываю, что таких официально бесплатных приемов-исключений будет не менее трети. Психология отношений сюзерен-вассал может разрушить любую реформаторскую концепцию.

Еще один очень интересный вопрос – распечатка декларации в 2 экземплярах. 2000 пациентов Х 2 = 4000 листов бумаги на одного врача. 80 тыс листов бумаги на поликлинику из 20 врачей. Это 160 пачек офисной бумаги. Не менее 100 картриджей для принтера. Понятно что не сразу, а в течение 2-3 лет. Но откуда это должно взяться в поликлинике? Уже вижу пациентов идущих в поликлинику на прием с пачками бумаги и картриджами в руках, а как иначе? Кстати, тот факт что ЭЛЕКТРОННЫЙ по своей природе документ необходимо еще и распечатывать на бумаге для высоких договаривающихся сторон очень много говорит о доверии самого государства к способу хранению этих данных. Для чего еще нужны бумажные копии как не для случая, когда все электронные данные будут утеряны?
Тот факт, что внесение данных пациентов в базу производится на сайте, принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью также говорит о многом. Если не верите – пройдите на сайт www.whois.com и введите для поиска домен helsi.me – вы увидите все регистрационные данные на этот домен. А теперь вопрос, если у этого ООО внезапно возникнут правовые или уголовные проблемы (от которых у нас никто не гарантирован) и неизвестные люди в масках конфискуют все их сервера в рамках процессуальных действий и унесут – то что будет делать система здравоохранения и как «деньги будут ходить за пациентами»? А самое главное – КТО будет в этом виноват?

Тот факт, что поликлиники в переходный период, который может растянуться на неопределённый срок (уже было сказано, что даты окончания переходного периода просто не существует) будут иметь комбинированное финансирование, совершенно не оценен общественностью. Администрации больниц, включая бухгалтерии, НЕ УМЕЮТ работать в таких условиях, у них нет такого опыта, их никто к этому не готовил. Учиться они будут на ходу, буквально «проводя эксперименты на живых людях» по всей стране в течение многих лет. И это еще одна проблема кадров.

Якщо Вам сподобалася стаття підтримайте наш сайт матеріально. Великі справи робляться малими коштами

Карта приват: 5168 7555 2298 4299

 

Андрей Набоков

2 Comments

  1. 1. «свободный выбор + прикрепление» – а жаловаться и не обязательно: можно составить договор с другим врачом и автоматически пациент вычеркивается у первого. Хотя, можно и пожаловаться (а почему и нет?) – за грубое нарушение врача лишат лицензии, а на хорошее место найдётся другой врач.
    2. Пациенты сами привыкнут/научатся к новой системе мед.обслуживания. Где-то читал, что 80% населения предпочитают лечиться сами, в т.ч. и народными средствами, так что особого ажиотажа не будет.
    3. При достаточной зарплате у медиков, сомневаюсь, что они будут рисковать брать мзду от пациентов за консультации по блату, вне списка приписанных… . И не забывайте о предстоящих подставах, пациентском рекетирстве, проверках рецептов, выписанных другим пациентам, что не в базе определённого врача… – разорвут контракт с ним.
    4. Врачи постепенно наберут себе пациентов, поскольку даже через 5 лет, обратившийся впервые может заключить договор (при наличии вакансии).
    5. А как без переходного периода – он будет неприятным, но с чего-то начинать нужно.
    Принимаю пациентов и комментирую… Не дочитал до конца, извини, Андрей.

  2. “но с чего-то начинать нужно.”
    Извините, но на слово “чего-то” – у меня уже аллергия )))

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься.

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.