Одно из самых ожидаемых и обсуждаемых будущих назначений — кандидатура на пост министра здравоохранения. Не смотря на то, что действующая и. о. министра открыто заявляет о своей готовности остаться и продолжить свою славную деятельность, для большинства очевидно, что ее не смогут не заменить. На кого? Михаил Радуцкий, советник Президента Владимира Зеленского по медицинским вопросам и без пяти минут народный депутат, в ответ на такие вопросы даже с некоторым раздражением говорит о том, что во многих странах граждане понятия не имеют, кто у них сейчас министр здравоохранения — и ничего.
Действительно, в некоторых странах (в той же Швейцарии, например) и на вопрос кто сейчас президент могут не ответить — и не удивительно: люди, как правило, мало интересуются политикой и государственным управлением там, где все давно налажено и работает как часы. Пока что это точно не наш случай, да еще и применительно к отрасли, которую реформирует вот уже больше 25 лет каждая новая власть.
А между тем самого Михаила Радуцкого называли одним из наиболее вероятных кандидатов на пост министра. Многие считают такую кандидатуру не лучшей и не самой логичной: мол, меняем шило на мыло, «вместо американской санитарки ставим украинского фельдшера», что, конечно, очень утрированно (потому что и Супрун не санитарка, и Радуцкий — прежде всего основатель и руководитель одной из первых частных украинских клиник, успешно работающей и поныне). Намного серьезнее выглядит аргумент, что Радуцкий будет прежде всего отстаивать интересы развития частного медицинского бизнеса, создавая условия для вывода бюджетных денег в частные структуры (посредством страхового возмещения из бюджета за случаи, пролеченные не в государственных больницах) и для перенаправления потока пациентов в частные клиники минуя государственные. В этом смысле такой кандидат выглядит рискованным, если не сказать одиозным (это примерно как предложить волку охранять овечье стадо). Кстати, о волках… Рассматривают же Коболева в качестве кандидата в Премьеры?.. Разве не слишком одиозная фигура, чтобы о ней даже заикаться?
А тем временем после двух избирательных компаний мы понимаем, что от «Слуги народа» можно ожидать как неожиданных и дерзких шагов… так и обманных маневров: в конечном итоге и в качестве Премьера, и в качестве министра здравоохранения нам могут предложить совершенно другие имена.
И вот здесь прав Михаил Радуцкий: это на самом деле не так важно. (Только его бы еще услышать, а не отвлекаться на споры вокруг расовых и национальных генетических особенностях, которые принялись перепощивать все, кому не лень.) И услышать затем и Никиту Потураева, обратившемуся к новоизбранным «зеленым» депутатам с мессинджем, что они пока что никто, а парламентскую кампанию выиграл Владимир Зеленский.
Делаем следующий логический шаг: и Владимир Зеленский (и, шире, политсовет партии «Слуга народа») будет определять некую единую общую для всех политику. Не важно, кто именно будет Премьером или министром, если он будет действовать в русле выбранной и заданной стратегии. (И одновременно, конечно, важно, потому что от деловых качеств, организационных способностей и умения быть командным игроком будет зависеть очень многое, если не всё.)
Возможно, чуть ли не впервые у нас есть надежда получить Президента, который волевым политическим усилием преодолеет заложенный в нашей Конституции дуализм власти и не станет то бороться с враждебным или просто неуправляемым парламентом, то прятаться за спиной некомпетентного или опять-таки враждебного премьера.
В этой связи очень примечательны и другие недавние слова Михаила Радуцкого, где он говорит о недопустимости и вреде взаимной блокировки Министерства здравоохранения и парламентского Комитета по вопросам здравоохранения. Мы получили ситуацию монобольшинства «Слуги народа» в Верховной Раде — теперь и за парламентский Комитет, и за главу МОЗ сможет взять ответственность одна политическая сила. В этом случае также не важно, станет ли Михаил Радуцкий министром или возглавит Комитет в Раде — намного важнее, где он будет полезнее и какой работе больше соответствуют его компетенции. Стать главой Комитета по здравоохранению в его случае куда логичнее, с учетом того, что он уже без пяти минут народный депутат и ему пришлось бы отказаться от мандата, если бы его назначили министром. Следует учитывать, что по результатам выборов в Верховную Раду в принципе попадает очень мало людей, имеющих хоть какое-то отношение к медицине и тем более понимание реалий и потребностей системы здравоохранения. Медицинское профессиональное сообщество не озаботилось вовремя своим представительством, а партии не посчитали нужным включать в свои списки врачей или организаторов здравоохранения. И тут уже не важно — фельдшер или еще кто, из частного медицинского бизнеса или из государственной сферы — лишь бы в принципе в парламентском Комитете оказались люди, хотя бы приблизительно понимающие, о чем вообще идет речь и одновременно лояльные Президенту и большинству.
Безусловно, в этом случае мы можем получить (уже получили) немалый риск монополизации политического процесса и в частности всех решений, касающихся реформ в социальных сферах. И в здравоохранении в первую очередь. Однако мандат на это получен на выборах, не так ли? И курс на реформирование отрасли взят даже не вчера? Зато такая концентрация власти позволит действительно идти вперед, а не топтаться на месте. Хотя бы потому что не удастся больше ссылаться на то, что «мешают». Некому мешать — вы или делаете, или признаете свою неспособность и уходите. И даже если делаете не то, не так, не в том направлении — это можно оценить и понять только получив какие-то результаты. И да, эти результаты могут оказаться и неприемлемыми — и в таком случае можно будет и пересмотреть изначальные тезисы и посылы.
Что на данный момент можно выделить из высказываний Михаила Радуцкого в качестве эскиза стратегии «Слуги народа» в сфере здравоохранения?
- Трансформация первичного звена и принятие Закона «Про державні фінансові гарантії медичного обслуговування населення» расцениваются как позитив, пусть и с рядом оговорок — а значит, в этом плане кардинальных поворотов на 180 градусов не будет.
- Заявлена необходимость (будем надеяться, это означает и готовность) долгосрочного планирования и создания и утверждения национальной стратегии развития сферы здравоохранения до 2030 года. (Здесь следует отметить, что такие попытки предпринимались и ранее, некая Стратегия была предложена еще Квиташвили — и на нее сейчас как на утвержденную ссылается Ульяна Супрун… умалчивая или не желая признавать, что ее команда как раз многократно отходила от положений этой Стратегии.)
- Еще раз подтверждено как неоспоримый факт, что бюджет сферы здравоохранения должен быть не менее 5 % ВВП (то есть должен быть увеличен как минимум в полтора раза от нынешнего). Не планируется повышать налоги ради достижения этого, однако дополнительные поступления средств ожидаются от вывода экономики из тени и от введения (или повышения) адресных акцизов (на алкоголь и табачные изделия).
- Сделан акцент на удите состояния материально-технической базы медицинских учреждений, без чего невозможно оценить текущую ситуацию и принять план (в том числе финансовый) выхода из нее.
- Сделан акцент на необходимости иметь утвержденные клинические протоколы и стандарты медицинской помощи, без чего невозможно ни оценить и требовать качество, ни рассчитать стоимость медицинских вмешательств, ни внедрить страховую модель финансирования здравоохранения.
- Дана негативная оценка торможению развития отечественной трансплантологии (будем надеяться, что это будет означать внимание к этому вопросу и позитивные сдвиги в сторону организации лечения таких больных внутри страны).
- Высказано намерение навести порядок с качеством и своевременностью поставок закупаемых медикаментов (включая расследование деятельности нынешних ответственных за направление).
- Сделан акцент на поддержке отечественных производителей лекарств и высказано намерение возобновить отечественное производство вакцин.
- Декларируется курс на медицинское страхование с государственной страховой компанией (трансформированная НСЗУ) в качестве страховщика и планируется, что оно заработает уже через два года.
- Отдельно подчеркивается, что нет намерения отменять 49-ю статью Конституции (предположу, что господа реформаторы все же столкнуться с необходимостью хотя бы пересмотра ее редакции, учитывая, что планируется все же введение сооплаты — частичной, в размере 30 %, или полной для отдельных групп пациентов) или сокращать больницы. То есть отказываться от социальных обязательств наша новая власть полностью не планирует — что уже хорошо и стоит отдельно зафиксировать как уже поствыборное обещание.
Таким образом, объединив разрозненные высказывания Михаила Радуцкого в такой список тезисов, можно получить тот самый примерный план действий, в отсутствии которого нередко обвиняют Владимира Зеленского и партию «Слуга народа». Да, на пути такого плана может быть множество трудностей и подводных камней (и главные — что на финансирование всего этого чуда скорее всего не хватит повышения бюджета в полтора раза от нынешнего уровня и что далеко не все новшества будут радостно восприняты населением, потому что, и повышение наполнения бюджета, и оценка реального благосостояния человека или домохозяйства потребуют выйти из тени, а из тени выходить у нас обычно не спешат).
Однако, процитируем здесь слова Радуцкого, адресованные Ульяне Супрун: «Все можливо, якщо є політична воля і професійна команда». Наличие политической воли — заявлено. Ждем представление профессиональной команды.
(Текст был ранее опубликован на сайте Фокус.)