0

Программа современной трансформации системы здравоохранения в Украине «От дезинтеграции к системному подходу в здравоохранении». Вступна частина

Вторая версия, исправленная и дополненная. (Предыдущая версия была опубликована 10 июня 2019 на сайте Хвиля.)

Данная работа является результатом объединения усилий коллектива портала «Триггер» (Анатолий Якименко, Владимир Савченко, Андрей Набоков, Наталья Безмен) и Екатерины Амосовой, побудившей нас систематизировать наши выводы и наработки.

Также к работе над Программой  присоединились Игорь Писаренко, Виктор Чумак, Роман Химич, Андрей Шаповалов, Наталья Глоба, Роман Пукало и ряд других.

Нами были использованы выводы участников Круглого стола по проблемам трансфузиологии и предложения “Ukrainian Diabetes Federation” по поводу институционализации прав пациентов (благодарим Ларису Вахненко и Валентину Очеретенко за предоставленные материалы).

 Мы благодарны Константину Надутому и Украинскому медицинскому экспертному сообществу за принципиальную позицию и последовательное отстаивание идеи независимого медицинского самоуправления. Мы полагаем, что наша Программа написана с учетом духа и буквы разработанной УМЭС Концепции непрерывного совершенствования Национальной системы здравоохранения и не противоречит ей.

 

Трансформация системы здравоохранения — это реформа чувствительной социальной сферы, затрагивающая национальную безопасность и интересы каждого.

Невозможно принять текущие дезинтеграционные процессы в системе здравоохранения или исходить из того, что их следует продолжать. Вместо этого мы считаем необходимым предложить такую программу трансформации системы здравоохранения, которая позволит преодолеть хаос и ответить на большинство стоящих перед нами вопросов и вызовов.

Считаем уместным процитировать ВОЗ, описание трансформации систем здравоохранения в постсоветских странах:

 «Переходный период сопровождается резким снижением основных показателей состояния здоровья населения:

  • Сокращение предполагаемой продолжительности жизни (почти на 15 лет меньше по сравнению со странами Западной Европы).
  • Значительная распространенность заболеваний органов кровообращения и дыхания, бронхита, бронхиальной астмы, инфекционных болезней.
  • Рост бедности, приводящий к повышению спроса на медико-санитарную помощь и к снижению ее доступности.
  • Низкий уровень финансирования здравоохранения.
  • Недостаточный охват населения медицинским страхованием или системами возмещения стоимости лекарств означает увеличение расходов населения на лечение.

В то же время происходит фундаментальная перестройка здравоохранения.

Цель реформ (с точки зрения ВОЗ):

  • внедрение систем медицинского страхования, основанных на оплате страховых взносов из налогов;
  • внедрение новых систем оплаты медицинских услуг;
  • децентрализация;
  • приватизация;
  • сокращение мощностей;
  • признание за пациентом права выбора.

Без финансового стимулирования невозможны реструктуризация и функциональное реформирование системы здравоохранения. Реально эти изменения происходят в условиях сокращения финансирования, когда необходимо добиться большего меньшими средствами. Это требует внедрения эффективных стратегий, которые позволили бы изменить тревожные тенденции и предотвратить переход здравоохранения в высокозатратную категорию.

Претворение в жизнь этих реформ требует значительных инвестиций и пристального внимания со стороны организаторов здравоохранения».

Разработанный нами проект «Программы современной трансформации системы здравоохранения в Украине» предлагается вниманию политиков, политических партий и общественных организаций.

Дисклеймеры:

  • Мы не подвергаем сомнению, что трансформация системы здравоохранения необходима. На наш взгляд это следует зафиксировать отдельно, чтобы сразу же пресечь любые попытки обвинить нас в том, что мы против реформ как таковых или мечтаем вернуться к прошлому.
  • Целью реформ не может быть секвестр расходов государственного бюджета или удовлетворение интересов внешних игроков в ущерб интересам и здоровью населения Украины. В своих дальнейших положениях мы исходим из постулата, что Правительство и Парламент действуют в интересах населения страны.
  • Мы не ставим целью этого проекта ответить еще и на вопрос как добиться выполнения предыдущего пункта и обеспечить деятельность политического истеблишмента и Правительства в интересах населения страны.
  • Описание переходных положений и способов перехода от «сейчас» к «должно быть» не есть основная задача данного проекта. Мы понимаем, что описав систему такой, какой мы ее видим и показав некоторые пути решения насущных проблем, мы тем не менее далеко не исчерпали все насущные вопросы переходных положений. Ответы на них должны быть предметом отдельной работы. (Поэтому претензии в духе «нет программного обеспечения», «нет специалистов», «нет денег», «разворуют», «не компетентны» — не принимаются.)
  • Мы не считаем работу над проектом завершенной и исчерпывающей — напротив, мы заведомо согласны, что проект потребует последующей доработки в рамках созданной для этого рабочей группы (после того как запрос на это будет сформулирован). На данный момент все желающие принять участие в доработке проекта и подготовке его второго издания, исправленного и доработанного, имели возможность взаимодействовать сетевым образом и сделали это.

Программа современной трансформации системы здравоохранения в Украине «От дезинтеграции к системному подходу в здравоохранении»

Основные направления деятельности и разделы Программы:

  1. Разработка основ государственной политики в сфере здравоохранения.
  2. Создание системы медицинского самоуправления. Справедливая оплата труда медицинских работников и нормирование нагрузки.
  3. Стандартизация медицинской помощи.
  4. Многоканальное финансирование и вопросы участия пациентов в финансировании медицинской помощи. Вопросы медицинского страхования.
  5. Преодоление дезинтеграционных процессов в системе здравоохранения. Процессный менеджмент.
  6. Организация и обеспечение службы экстренной (ургентной) медицинской помощи.
  7. Профилактика заболеваний и создание эффективной Службы общественного здоровья.
  8. Трансплантация органов и возобновляемых биологических материалов как пример отрасли здравоохранения, невозможной без интегрального мультидисциплинарного подхода.
  9. Вопросы контроля качества оказания медицинской помощи, качества медикаментов и биологических препаратов, ответственности медицинских учреждений, врачей и пациентов.
  10. Создание эффективной системы медицинского и последипломного образования.

Стратегические цели Программы и, шире, системы здравоохранения:

  • улучшение качества жизни;
  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний;
  • увеличение продолжительности жизни;
  • увеличение продолжительности активных и здоровых лет жизни;
  • рост рождаемости;
  • прекращение оттока населения из страны.

Укрепление здоровья — это «процесс, дающий людям возможность усилить контроль за состоянием своего здоровья и улучшить его» (ВОЗ, Оттавская Хартия по укреплению здоровья, 1986 г.).

Согласно определению ВОЗ, здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Таким образом, здоровье — это социальные и личные ресурсы, а также физические возможности.

Здоровье — это ресурс для повседневной жизни. В процессе укрепления здоровья можно накопить некий потенциал, позволяющий человеку справляться не только с трудностями, возникающими в повседневной жизни, но также быть менее подверженным риску заболеть, а значит, способным противостоять заболеванию или симптомам либо бороться с ними.

Заболевание — это неоднозначное понятие, это то, чего человек желает избежать. Существует различие между популярным пониманием/концепцией заболевания, оценкой симптомов, с одной стороны, и профессиональным понятием заболевания (болезни) — с другой. Эти две концепции не обязательно перекликаются друг с другом. Можно чувствовать себя больным при отсутствии биомедицинских подтверждений.

Приоритеты:

  1. Доступность медицинской помощи для населения в рамках интегрированной системы здравоохранения.
  2. Своевременная и эффективная ургентная медицинская помощь.
  3. Процессный менеджмент — создание работающей системы медицинской логистики и маршрутов пациентов.
  4. Децентрализация закупок медицинского оборудования, расходных материалов, медикаментов и биологических препаратов.
  5. Национальная система стандартов оказания медицинской помощи.
  6. Создание условий для формирования работоспособных и независимых организаций медицинского самоуправления.
  7. Независимая служба медицинской статистики.
  8. Работающая система противоэпидемического надзора.
  9. «Система здравоохранения, дружественная человеку».
  10. Защита и баланс прав пациентов и медицинских работников.

Задачи Программы трансформации системы здравоохранения, направленные на достижение стратегических целей:

  • Разработка и принятие политики организации системы здравоохранения и обеспечение в ее рамках слаженной работы государственных и негосударственных организаций.
  • Выделение приоритетных программ и направлений, которые должны быть профинансированы в полном объеме и в первую очередь.
  • Преодоление кадрового кризиса в системе здравоохранения.
  • Создание условий для появления независимого и работоспособного медицинского самоуправления.
  • Урегулирование вопросов повышения оплаты труда медицинских работников и нормирования их нагрузки.
  • Стандартизация медицинской помощи: разработка и утверждение национальных протоколов (преимущественно путем адаптации зарубежных) и стандартов оказания медицинской помощи.
  • Создание независимой службы медицинской статистики.
  • Обеспечение защиты персональных данных пациентов.
  • Тарификация медицинских вмешательств.
  • Определение предельного объема финансирования каждого случая медицинской помощи за счет государства, до достижения которого сооплата взыматься не может (или фиксированного процента финансовой нагрузки, больше которого не может быть переложено на плечи пациента с указанием источников финансирования остальной части платежа).
  • Введение нормы прибыли для осуществляемых в рамках национальных протоколов манипуляций, частных клиник и страховых компаний, предоставляющих или финансирующих медицинские услуги в рамках государственных программ и с привлечением средств государственного бюджета.
  • Бездефицитность медицинских бюджетов, обновление и развитие отрасли благодаря многоканальной и многофакторной системе финансирования медицинской помощи.
  • Формирование системы налоговых стимулов и льготных кредитов под государственные гарантии в случае инвестиций в оснащение коммунальных/муниципальных медицинских учреждений или участия местных органов власти и ОТГ в их содержании.
  • Популяризация участия меценатов и благотоворителей в финансировании оснащения и функционирования медицинских учреждений.
  • Внедрение процессного менеджмента: формирование интегрированной системы с выстроенными маршрутами пациентов и взаимосвязями между лечебными учреждениями.
  • Обеспечение населения доступной, своевременной и эффективной ургентной медицинской помощью, включительно со стационарным этапом.
  • Создание университетских клиник и перенос медицинской науки в независимые медицинские университеты.
  • Формирование системы противоэпидемического надзора с целью предупреждения и своевременного реагирования на эпидемические угрозы.
  • Обеспечение населения доступом к препаратам крови согласно потребностям.
  • Введение современных методов и жестких стандартов тестирования препаратов крови с целью передачи трансмиссивных заболеваний.
  • Обеспечение доступа к медицинской помощи и ее доступности для хронических больных, а также пациентов, нуждающихся в высокотехнологичных и дорогостоящих методах лечения.
  • Увеличение доступности современных высокотехнологичных методов лечения (кардиохирургия, гемодиализ, трансплантация органов и биологических материалов, протезирования и т. п.).
  • Признание права граждан на человеческое достоинство перед лицом невыносимых страданий и самой смерти и обязательства сделать всё возможное, чтобы облегчить людям страдания, обусловленные хроническими и терминальными состояниями (обеспечение прав на эффективное обезболивание и на паллиативную помощь).
  • Обеспечение населения эффективной и доступной медикаментозной медицинской помощью в необходимом объеме.
  • Принятие легитимной и универсальной системы стандартизации обращения лечебных средств.
  • Формирование работающей системы реимбурсации лекарственных средств, обновление списка лекарств, подлежащих реимбурсации с приоритетом медикаментам с доказанной эффективностью.
  • Децентрализация закупок медикаментов, оборудования и расходных материалов.
  • Воссоздание отечественного производства вакцин и биологических препаратов.
  • Принятие закона о лоббизме.
  • Стандартизация и контроль качества лабораторной диагностики.
  • Введение в практику стандартов надлежащей аптечной практики.
  • Создание системы фиксации побочных эффектов и осложнений медикаментозной терапии и вакцинации.
  • Разработка и внедрение системы контроля качества и ответственности медицинских учреждений, медицинских работников и пациентов.
  • Внедрение системы страхования ответственности медицинских учреждений и медицинских работников.
  • Развитие отечественной медицинской науки и медицинских инноваций в стенах медицинских университетов и медицинских клиник.
  • Создание и поддержание работы эффективной современной системы медицинского и последипломного образования.

Основные индикаторы: критерии выполнения задач и достижения заявленных целей:

1) Демографические показатели и показатели миграции — как критерии качества и доступности медицинской помощи, а также доверия населения к системе социальных гарантий и перспективам государства:

  • ожидаемая продолжительность жизни с разбивкой по демографическим поло-возрастным когортам — рост показателя;
  • ожидаемая продолжительность здоровых активных лет жизни — рост показателя;
  • количество дополнительных лет жизни, которые получает средний пациент при взаимодействии с системой здравоохранения — рост показателей;
  • рождаемость — рост показателя;
  • смертность, с учетом различных видов смертности (детская и младенческая, материнская смертность, смертность от инфекционных и неинфекционных заболеваний, отдельно по каждому виду заболеваний — особенно сердечно-сосудистых, бронхо-легочных и онкологических) — снижение показателей;
  • отток населения из страны — медицинских кадров и населения в целом (в том числе из-за невозможности получить внутри страны высокотехнологичную медицинскую помощь) — снижение показателей.

2) Показатели заболеваемости и нетрудоспособности — как критерии качества диагностики и лечения, а также доступности и своевременности медицинской помощи:

  • выявление заболеваний, особенно — онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и метаболических расстройств — рост показателей;
  • выявление симптомов заболевания на ранних стадиях в целях сокращения его длительности и улучшения прогноза — рост показателей;
  • снижение количества запущенных и поздно выявленных случаев;
  • снижение количества рецидивов заболевания и переходов в хроническую форму
  • снижение количества осложнений заболеваний;
  • снижение случаев инвалидности в результате заболеваний;
  • снижение количества случаев расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов.

3) Индикаторы доступности медицинской помощи, эффективности процессного менеджмента и медицинской логистики (в дополнение к перечисленным в пункте 2) — рост показателей:

  • обеспеченность населения медицинскими работниками (отдельно по каждой позиции — врачи, узкие специалисты, медицинские сестры и т. д.);
  • своевременность консультаций узких специалистов;
  • своевременность направления на оперативное или стационарное лечение;
  • обеспеченность медицинских учреждений оборудованием, расходными материалами и медикаментами для выполнения стандартов медицинской помощи;
  • количество лекарственных средств, подлежащих реимбурсации;
  • количество оперативных вмешательств;
  • промежуток времени, за который осуществляется транспортировка ургентного пациента в больницу/отделение интенсивного лечения;
  • количество осуществленных в течение «золотого часа» сосудистых интервенционных вмешательств при инфарктах и острых нарушениях мозгового кровообращения;
  • доступность эффективного обезболивания и паллиативной помощи;
  • количество своевременно выставленных показаний к трансплантации;
  • количество осуществленных трансплантаций органов и тканей;
  • количество людей, выезжающих из страны, потому что здесь они или их близкие не могут получить медицинскую помощь — снижение показателя;
  • процент официальной сооплаты со стороны пациента к общей стоимости вмешательства — как индикатор доступности медицинской помощи — снижение или выполнение фиксированного показателя.

4) Индикаторы эффективности системы противоэпидемического надзора:

  • снижение бремени инфекционных заболеваний (по каждой из нозологий — заболеваемости, смертности, летальности, случаев хронизации, количества случаев заболеваний в организованных коллективах и т. д.);
  • охват вакцинацией, своевременность проведения вакцинации — рост показателей;
  • снижение числа случаев передачи трансмиссивных инфекций при переливании крови и ее компонентов;
  • снижение числа случаев внутрибольничных инфекций.

5) Индикаторы эффективности внедрения Надлежащей аптечной практики (НАП):

  • эффективность и безопасность рекомендуемых пациенту ЛС;
  • наличие препаратов;
  • знание препаратов/продукции сотрудниками;
  • доступность и наличие фармацевтов;
  • число больных, проконсультированных без продажи им медикаментов;
  • зарегистрированный объем продаж препаратов первого выбора по соотношению к общему объему продаж в том же районе;
  • сколько пациентов было направлено к врачам для медицинского консультирования?
  • восприятие клиентом аптеки как учреждения, куда нужно обращаться за советами по самолечению;
  • удовлетворенность клиента консультированием по самолечению;
  • изменение потребления определенных лекарственных средств.

6) Индикаторы удовлетворенности населения качеством медицинской помощи и индикаторы мотивированности медицинских работников:

  • удовлетворенность населения (по данным социологических опросов) состоянием системы здравоохранения и доступом к медицинской помощи — рост показателей;
  • процент доверяющих системе здравоохранения в целом и медицинским работникам в частности — рост показателей;
  • количество судебных исков против медицинских учреждений и медицинских работников;
  • количество отказов Национальной службы здоровья Украины в выплатах по причине несоответствия медицинских услуг стандартам оказания медицинской помощи;
  • стоимость страхования ответственности клиник и медицинских работников — снижение показателя;
  • количество пациентов, отдающих преимущество зарубежным клиникам — снижение показателя;
  • выполнение медицинскими учреждениями табеля наличия необходимого персонала — рост показателя;
  • кадровый дефицит и необходимость привлечения кадров из-за рубежа — снижение показателей;
  • отток медицинских кадров из страны — снижение показателей;
  • рост привлекательности профессии — по данным социологических опросов и ориентируясь на конкурсы в медицинские учебные заведения;
  • процент выпускников медицинских учебных заведений, выбирающих заниматься профессиональной деятельностью, в том числе в Украине — рост показателей;
  • количество случаев профессионального выгорания или отказа от продолжения медицинской деятельности — снижение показателей;
  • наличие и/или доля неформальной сооплаты со стороны пациента — снижение параметра.

Повна версія за посиланням http://trigger.in.ua/de-facto/programma-sovremennoj-transformaczyy-system

Безмен Натали

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.