9

Реформа Здравоохранения: Мифы и каша

«― Ну? Что, прохожий, все сначала, а? Может быть, не сейчас? Все-таки дети. Потом.
― Нет, сейчас.
― Ну, значит, теперь-то и начнется… Самое интересное. Готовьсь!»

Г.Горин «Убить дракона»

Перед Новым годом нужно сказать про уходящий, традиция. Иначе оливье в горло не полезет. С точки зрения наших реформ – именно реформа здравоохранения в последний год сильнейшим образом расколола общество. Даже ведущаяся война так его не расколола, как эта реформа. Люди с высшим образованием, лидеры больших медицинских и научных коллективов, опытные журналисты, не стесняясь никого, возят друг друга по полу за бороды и находят друг для друга такие слова, такие выражения, что вспоминается самые тяжелые дни Майдана. Видимо, решается «жить или не жить»… Напомню известное: именно раскол и накал страстей – самое первое условие для удобства манипуляций разгоряченной толпой, для создания каши у нее в голове. Именно под прикрытием такого раскола и всеобщей драки правители проводят самые болезненные для населения, самые несправедливые и аморальные изменения. Толпа в состоянии аффекта ничего не видит и перестает понимать смысл слов. Так было еще с античности.

В толпу с известной периодичностью бросаются все новые и новые общественные мифы и лозунги, постоянно поддерживая нужный градус накала всеобщей схватки всех против всех. Подсознательные страхи и коллективное безответственное постоянно «расчесывается» для поддержания населения в состоянии «суженого сознания». Лишь единицы с самой стойкой психикой сохраняют способность рассуждать без истерики и складывать два и два и прослеживать причинно-следственные связи. Ситуацию в будущем году может облегчить детальное рассмотрение этих мифов и понимание того, что за этим стоит и что именно пытались скрыть…

Миф 1: Название реформы.

Упорно и настойчиво с обеих спорящих сторон реформа называется «медицинской», что является враньем. Медицина – это наука об эффективном лечении болезней и их профилактике. Медицина – это то, что происходит между врачом и пациентом в отсутствие государства, это в принципе нельзя реформировать, как нельзя реформировать любую другую науку, например, географию или тригонометрию. Медицина меняется естественным образом по мере расширения знаний человечества о болезнях и их причинах, а также при изменении методов подготовки врачей и медсестер на базе последних достижений науки. Никакой реформатор из правительства не может ни ускорить, ни замедлить этот процесс, его могут ускорить только ученые работающие в крупнейших медико-биологических лабораториях в мире. Те, кто называет реформу «медицинской» – искусственно переводят фокус общественного внимания с медицинских чиновников всех уровней на врачей, якобы врачи и их умение лечить являются объектом реформы. На самом деле – реформа «здравоохранительная», именно способы организации финансирования и организации работы всех медчиновников и их взаимодействие с органами власти в стране и являются объектом реформы. Меняя название реформы – чиновники всех уровней просто пытаются спрятаться за спины врачей, выставляя их вперед и намекая населению, что именно врачей «нужно реформировать» как самых главных виновников нынешней ситуации. Итак, то что происходит – нужно называть «реформой здравоохранения», иначе вы будет подыгрывать чиновникам, которые пытаются за словами спрятать суть своих действий.

Миф 2: Реформа произойдет если в нее верить.

Сплошь и рядом в ответ на любое критическое замечание по поводу политики МОЗ можно слышать в ответ (даже от образованных и адекватных людей) – «а я – верю… », далее следует фамилия текущего министра. Что интересно, я эту фразу слышу много лет, причем фамилии министров меняются. Не меняется только квазирелигиозное восприятие реформы, как ожидания «чуда» от очередного начальника с новой фамилией, который объявляется новым «пророком реформы». Подмена критического мышления людей верой в начальника – хорошо для армии, когда нужно поднять солдат из окопов, но в социальном реформировании – нет ничего вреднее. Нет ничего хуже и ничего опаснее для самого начальника, чем крушение веры в него его паствы, такое крушение воспринимается ими крайне болезненно, паства напряженно ищет способ такому начальнику отомстить, и поверьте, она такой способ найдет… Социальное реформирование – это всегда «игра в длинную», это процесс на много лет, и никакая, самая крепкая вера в начальника просто не выдержит такого испытания без материальных доказательств правильности его действий. А вот с предъявлением неопровержимых доказательств в реформировании здравоохранения будет не просто трудно, а очень трудно. Даже при всех правильных действиях и полном отсутствии просчетов (во что невозможно поверить) – первые плоды реформы в виде изменения статистики можно будет увидеть только через много лет, и то, при условии, что эту статистику будут собирать независимые органы. Таким образом, люди, вербующие сторонников реформы на основании «веры» – готовят будущую катастрофу, когда потерявшая веру паства начнет забрасывать пророка камнями. Только строгий математический и психологический расчет, детальное планирование сил и средств, прозрачный финансовый мониторинг, управление рисками, доведение информации до последней пенсионерки из глубинки в печатном виде (электронных средств доставки там нет) – самое лучшая профилактика неизбежного этапа «крушения веры» в начальника.

Миф 3: «Нужно что-то делать, потому что хуже уже не может быть».

Очень частый ответ (даже от крупных чиновников) на критику неправильных, не просчитанных и поспешных действий реформаторов. В виде «Ага, давайте ничего не делать!». Тем более странно слышать такое от людей с высшим медицинским образованием, когда все первые курсы преподаватели им твердили древнюю максиму, приписываемую Гиппократу: «primum non nocere», дословно: «прежде всего — не навреди». Среди населения целенаправленно распространяется мнение, что «хуже уже быть не может», и поэтому, как в бородатом анекдоте «не нужно думать, нужно трясти дерево». Когда от человека в ответ на критическую ситуацию требуют немедленно начать «что-то» делать, не давая понять суть кризиса и его причины, не давая подумать и просчитать варианты – это верный признак жульничества. Именно так действуют вокзальные кидалы – создается искусственная кризисная ситуация, после чего жертву намеренно доводят до истерики, требуя чтобы важное решение принялось сразу, не думая. Жулик прекрасно знает какое именно решение примет большинство людей, и это решение именно такое, какое нужно жулику. Именно врачи прекрасно знают, что лечебное воздействие должно происходить только после установки и подтверждения диагноза, и что последствия неправильного лечения, как правило, устранить очень трудно. «Переделывать всегда хуже» – гласит старая хирургическая присказка. В области социальных реформ – последствия неправильной реформы переделать вообще нельзя. По поводу «хуже уже быть не может» – я вас разочарую: может, и даже очень может. У нас все еще есть больницы во всех городах, в которых выполняются ежесуточно огромное количество удачных оперативных вмешательств. У нас еще есть врачи, которые работают на уровне развитых стран (их не так много, как хотелось бы, но они есть). Так вот – всего этого может и не быть. И неудачная (неправильная, половинчатая, не просчитанная по срокам и средствам) реформа вполне может ускорить процесс деградации. Представите себе чувства матери у которой на руках единственный ребенок с аппендицитом, а на расстоянии 300 км от нее нет ни одной действующей операционной (реальность многих африканских стран) – и вы поймете почему эксперты, сохранившие критичность мышления, непрерывно требуют от МОЗа четких математических расчетов реформы до начала ее имплементации.

Миф 4: Сопротивление врачей – главная опасность для реформы.

Населению активно продвигается мысль, что главным тормозом реформы здравоохранения является врачи госсектора, которым «и так хорошо». Печально, но это единственный миф, под которым действительно есть основание. Врачи госсектора которым «и так хорошо» – действительно существуют, но это не те врачи, на которых натравливают население. Главными противниками настоящей реформы здравоохранения являются те врачи, которые одновременно являются и медчиновниками, т.е. они научились капитализировать те здравоохранительные (административные) функции, которые система им делегировала. Им действительно есть что терять, в отличие от рабочих лошадок в наших больницах, которые из дневного дежурства идут на ночное, а потом снова в день, работая на полный износ нервной системы. Главным выгодополучателем той реформы, что подписана несколько дней, назад являются не врачи, и не пациенты, главную выгоду получает государство (точнее, его бюджет) – и государство не очень-то это и скрывает. Именно государство является автором и вдохновителем такой реформы. Оно хочет просто перевести главные траты на содержание основной части больниц (пока что только поликлиник) на плечи местного самоуправления, не забывая собирать налоги в центр в прежнем объеме. В масштабах всей страны – это крайне выгодное финансовое предприятие. Главным топливом реформы окажутся медработники (практикующие врачи и сестры) – которые экономически будут подведены к необходимости работать еще больше за еще меньшие деньги (в этом и состоит экономическая суть реформы). «Топливом» в том смысле что остатки их репутации сгорят быстро и без остатка. А дальше начнется сопротивление основной массы прозревших пациентов – и вот тут и будет главная опасность.

Миф 5:Если платить врачам по количеству пациентов – то качество вырастет

Населению рассказали, что если семейный врач законтрактовал 2000 пациентов и удерживает такое количество в течение некоторого времени – то это хороший врач… На самом деле никакого отношения к качеству врача это не имеет.

  • В данной местности может быть только один плохой врач – которого выберут вынужденно, так как переехать в другую местность, где врачей больше и есть выбор – пациентам не по карману. Если этот плохой врач заболеет или умрет (эмигрирует, уйдет из профессии) – для пациентов это катастрофа. Другого врача они не найдут.
  • Если от врача в городе за год ушло 50% пациентов, то на их место за год придёт столько же: куда записывать новорожденных, как не к своему семейному? Куда запишутся люди, которые сняли квартиру на этом участке и которые местных врачей совсем не знают? Даже у очень плохого врача всегда будет 2000 пациентов.
  • Нарастающий дефицит врачей по стране сыграет злую шутку: все время будет существовать большой пул пациентов, которые вообще не смогли найти свободного семейного врача. Про качество лечения семейных врачей у этих людей вообще лучше не спрашивать, они не в курсе.
  • Деньги за контрактованных пациентов будут приходить не врачу, а руководству поликлиники. Главбух этой автономизированной поликлиники будет распределять выплаты очень своеобразным образом: его больше будет интересовать потребности руководства поликлиники и ремонт медаппаратуры, чем качество работы семейных врачей… даже если он озаботится этим вопросом – он ничего не сможет определить, так как у всех семейных врачей будет «фул хаус» – по 2000 на врача.
  • Как обрабатывается ситуация, когда врач отсутствует (болеет, в отпуске, на курсах)? – это самый простой и часто задаваемый вопрос – и на него все еще нет ответа. В реальной поликлинике постоянно кто-то на курсах, кто-то в отпуске, кто-то болеет… в этом случае придется переходить на отплаты по визитам, к чему не реформаторы, ни поликлиники технически не готовы. Все время будет существовать проблемный пул пациентов, которые лечатся не у того врача, у которого хотели бы…
  • Вывод: прикрепление пациента к врачу в условиях дефицита врачей – не имеет отношения к качеству лечения. Имеет отношение к удобству и простоте финансирования, и только пока врачи не болеют и не ходят в отпуск.

Миф 6: Пациент может определить качество лечения

Все это происходит из-за другого общественного мифа, который вполне можно выделить в миф 6, и называется он так «Пациент может определить качество лечения». Ответ: в подавляющем количестве случаев – не может… причем не только у нас: во всем мире не может. То что пациент считает критериями качества лечения – на самом деле ими не является. Ни опрятность и внешний вид врача, ни порядок в его кабинете, ни крутой ноутбук у него на столе, ни даже быстрота снятия болевого синдрома – никакого отношения к качеству лечения основного заболевания не имеет. Качество лечения вообще нельзя определить по одному случаю – оно становится очевидно только когда видна правильно собранная статистика, основанная не только на субъективных, но и объективных показателях. Объективными показателями пациент нас обеспечить не может – только независимые источники. Независимые не только от врача, но и от его медучреждения. Такая статистика работает только на репрезентативных выборках и только при сравнении с другими врачами. Пока такой независимой службы у нас нет – о замерах (тем более, выраженных в цифрах) качества лечения врачей можно говорить лишь умозрительно. Пока что мы судим о работе врачей по принципу «нравится – не нравится», на таком уровне обратной положительной связи между лечением и финансированием возникнуть не может.

Миф 7: Конкуренцию и рынок можно запустить при фиксированной государственной цене

После начала имплементации финансовых новаций на уровне поликлиники – выяснится что мы создали рынок одного покупателя, этом покупателем будет НСЗ – национальная служба здоровья, который будет закупать медуслуги по фиксированной (на год) и спущенной сверху цене. Никаких переговоров не предполагается: либо вы продаете государству свои услуги по той цене, что оно скажет – либо вы автономизированные банкроты. Поток банкротств при такой политике не заставит себя ждать. Политика государства при этом состоит в том, что оно просто не видит второй стороны для ведения переговоров (мироеды-врачи с точки зрения государства вообще никакой стороной считаться не могут). Конкуренция на таком рынке приобретет очень странные формы: поликлиники будут конкурировать за изменение структуры контрактованных пациентов (помним, что за детей и пенсионеров государство платит чуть больше). Для многих поликлиник это будет единственный способ финансово выжить. Если таких пациентов не будет – они их создадут искусственно (больничные статистики – лучшие фальсификаторы отчётности в мире). В условиях дефицита врачей может возникнуть новый вид незаконных платежей: пациенты оставшиеся по разным причинам без контракта с семейным врачом будут платить врачам за сам факт приема. Это новый мощный механизм коррумпирования врачей, который может полностью свести на нет любые попытки финансовой мотивации качественного лечения. Подобные проблемы произойдут почти гарантированно из-за специфического понимания рынка нашими реформаторами: они считают, что рынок возможен только тогда, когда он выгоден государству, если же не выгоден – то рынок нужно уничтожить. То есть рынок на побегушках у государства. Реальность может очень сильно их расстроить…

 

С Новым Годом ))

Андрей Набоков

9 Comments

  1. Любопытно, что эти мифы такие же и при реформировании трансплантации

  2. Сім міфів про “медичну реформу”. Влучне визначення.
    Лише уточню міф №6. Пацієнт дійсно не може визначити якість лікування… але якісного лікування не може бути в принципі, якщо пацієнт цю “якість” не сприймає.
    Якість має бути сприйнятою пацієнтом. Визначень “якості лікування” кілька десятків, але у всіх є компонент – сприйняття ції якості. Цим власне людська медицина відрізняється від ветеринарної.

    • согласен. Но объективное понимание качества медуслуги все-же существует: лечение недееспособных пациентов, которые в принципе не могут осознать что с ними происходит. Юридическая надстройка над понятием “качества” появилась довольно давно, но это всего лишь надстройка для контроля за деятельностью врачей

  3. Очень разумный анализ этой нашей “медреформы”. Лучшего пока не встречал. Автор сумел разглядеть те детали, о которых многие в пылу криков “ура” – не замечали. Чистая математика, ничего личного, как говорится. Я поэтому пока и не спешу заводить декларации пациентов. Потому как неизвестно, как всё повернётся.

  4. Чудовий приклад масованої підміни понять, брехні і пересмикування фактів для доказу того, чому пропоновані МОЗ реформи “погані”. І жодної чітко сформульованої пропозиції по тому, як же ж забезпечити гідний заробіток тим лікарям, від’їздом яких за кордон так переймається автор “с самой стойкой психикой, сохраняю[щий] способность рассуждать без истерики”.
    Шкода – на відміну від “слюнєбризгающєго” Толі Якименка А.Набоков уявлявся зваженим і розсудливим автором.

    • Хоть один пример подмены понятий, вранья и передергиваний )))) и почему я должен делать за МОЗ их работу и предлагать работающие решения? Я так больше не работаю… Мне уже давно надоело что мои идеи подписывают другие люди и выдают их за свои

  5. До речі, я зараз люто плюсую за всі реформи. Не можу дочекатися, коли їх почнуть виконувати

  6. По-моему, весьма грамотно. И упреки в недостатке “конструктивных предложений”, по-моему, неуместны. Например риски, связанные с доминированием субъективной оценки пациента и необходимость использования долговременной статистики для дифференциации финансирования – важнейшие подсказки, которые трудно переоценить. Важность структуры рынка для получения ожидаемых общественных результатов его функционирования – просто прекрасный пример для иллюстрации “textbook” моделей эконом. теории, буду студентам рассказывать. Еще раз благодарность автору и сожаления только о том, что рассчитывать на восприятие подобных текстов нашими реформаторами совершенно не приходится

Залишити коментар до Анатолій Якименко Скасувати коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.